В Москве подвели итоги первого Всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сел». Конкурс проводился Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко при поддержке Министерства культуры РФ. В его рамках поддержку получили 123 проекта из девяти федеральных округов. Общий фонд финансирования составил 67 млн рублей.
Ксения Франк, председатель Наблюдательного совета Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко
Общаясь с руководителями проектов, рассматривая фотографии, я убедилась еще раз, что идея проведения конкурса была правильной. Несмотря на то, наш фонд уже имеет опыт проведения грантовых конкурсов в сельской местности, глубина новых культурных проектов, их разнообразие меня очень впечатлила. Важно сохранить этот опыт, понять, как его использовать в будущем, определить, что хорошо работает.
Сегодня как никогда все проекты, которые направлены на развитие активного сообщества в регионах, особенно в сельской местности, очень важны. В конечном счете именно люди, которые находятся на местах, могут что-то поменять, улучшить мир вокруг себя. Мы должны сделать все, что можем, чтобы их поддержать.
В первую очередь мы хотим продолжать работать с выпускниками первого года «Культурной мозаики», делать дополнительные конкурсы, гранты, стажировки, обучение. В то же время мы хотим сделать второй этап, открытый конкурс, который был бы более сфокусирован, возможно, на вовлечении молодежи, связи молодежи со своей малой родиной. Очень часто нам говорят о том, что отток молодежи – серьезная проблема для сельской местности. Конечно, культурные программы не могут это остановить. Но в любом случае человек, который много и глубоко связан с историей, традициями своей малой родины всегда может туда вернуться и всегда будет помнить о ней.
Елена Титова, генеральный директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
Всероссийский конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» еще раз доказал то, в чем абсолютно уверено музейное сообщество, хранящее достояние России в области культурного наследия. Россия всегда была полна талантами и инициативами, личностями. Такой конкурс – великолепное системное решение проявить себя. Я приветствую человеческую составляющую проекта.
Сергей Худяков, директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское»
Как замечательно, что есть фонды, люди, энтузиасты, которые поддерживают культуру в российской глубинке. Поддерживают не только гигантов в культуре и известных людей, но и тех, кто тихо делает свое дело каждый день и старается сделать так, чтобы российская культура заняла достойное место в мире.
Екатерина Лапина, заведующая экспедиционно-выставочного отдела в Урюпинском районном историко-краеведческом музее, автор проекта «Левыкинский городок»
Наверное, самый главный эффект подобных культурных проектов – это привлечение молодежи, подростков к изучению истории, получении ими новых навыков творческой деятельности, поскольку многие проекты связаны с ремеслами. Когда ребенок что-то сделал своими руками, он это не сломает, а будет продолжать ходить на занятия, получать эстетическое удовольствие, поскольку то, что он сделал — это его достижение. Главное — найти контакт с ребенком, объяснить, что даже если у него что-то не получилось, если он будет продолжать, то это приведет к определенному результату.
Еще мы заметили, что по мере реализации проектов люди становятся активнее, участвуют не только сами, но и приводят своих гостей, внуков, вспоминают быт, то, как раньше говорили бабушки. Носителей той культуры становится все меньше, а многие проекты направлены на то, чтобы собрать имеющиеся знания и систематизировать их, чтобы передать последующему поколению.
Ольга Бекчурина, младший научный сотрудник Тверской областной картинной галереи, проект «Усадьба «Домотканово»
Я считаю, что местной власти важно поддерживать такие проекты, потому что реализация любого из них может стать брендом территории. Наша страна очень большая. И мы о ней совсем мало знаем. Мы знаем столицы регионов — и на этом все. А за каждым городом – огромная история. Слушая презентации других проектов, вспоминая свой, понимаешь, что история интересна и хочется все знать. Я думаю, что у подрастающего поколения возрождается интерес к истории, к памяти предков. К нам приходят бабушки, дедушки с внуками. Они говорят, что все, что мы делаем — это прекрасно, и это надо возрождать. Я думаю, что у таких проектов большие перспективы развития.
Людмила Осьмук, сотрудник Новосибирского государственного технического университета, автор проекта «Большая Колывань – центр развития творчества и ремесел»
Таких проектов, чтобы поднять территориальное сообщество малых городов, должно быть много. Мы работали с сообществом поселка Колывань и поняли, что одного проекта явно недостаточно, хотя даже он один подтолкнул и активизировал малую часть населения. Такая поддержка жизни территориального сообщества уже создает движение.
В нашем проекте использовался метод социального картирования, который фактически направлен на активизацию местного населения, сообщества. Его суть в том, что мы собираем несколько групп и предлагаем им нарисовать карту города. Естественно, люди рисуют то, что для них значимо. После этого на карте мы предлагаем нарисовать ресурсы, которые необходимы. Например, как решить проблему развития ремесел, то есть где можно найти глину, где есть мастера, где следует разместить артефакт? Это решает само сообщество, анализируя настоящую ситуацию. Люди должны знать свое прошлое, потому что каждая нация и человек без прошлого – это не нация.
В прошлом есть много прекрасных практик, которые по мере развития сообщества теряются. Возобновить эти практики, я думаю, полезно. В современном обществе разрушаются традиции. У прошлого стоит брать хорошее и преобразовывать во благо, поскольку все хотят быть уверены в нашем завтра.
Фото: facebook.com/timchenkofoundation