Ленобласть — один из первых регионов, куда Фонд Тимченко передал модель конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел». Конкурс направленный на поддержку социокультурных инициатив в глубинке, Фонд Тимченко проводил с 2014 года. Несколько лет ушло на отработку основных механизмов реализации модели и получение результатов, доказывающих ее эффективность. Затем началась передача модели в регионы.
В 2020 году был запущен пилотный проект в Удмуртии. Следующей стала Ленинградская область: в 2022 году Комитет общественных коммуникаций Ленобласти и Фонд Тимченко подписали соглашение о сотрудничестве, договорившись, что за три года на конкурс будет потрачено 24 миллиона рублей — половину даст фонд, половину составят гранты губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.
Оператором конкурса выступила АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино». Было отобрано 16 победителей в 11 районах области. Восемь из них представлены бюджетными организациями, среди которых краеведческие музеи, культурно-досуговые и молодежные центры, и восемь проектов заявлены от НКО. Они реализовывали проекты с августа 2022-го по апрель 2023 года. Максимальная сумма гранта составила 400 тысяч рублей.
Музей в колокольне и город рыбаков
«Начиналась наша деятельность здесь, на кладбище», — рассказывает Евгения Алексахина. Когда понадобилось помещение для музея истории Новой Ладоги, отец Алексей Волков, настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы, расположенного на этом самом кладбище, предложил сделать его в… колокольне.
Ее нужно было благоустраивать, проводить электричество, расчищать от накопившихся за сотни лет ненужных вещей — многие из них, вроде найденной на лестнице набойки звонаря, потом стали частью экспозиции.
«Я узнала, что в Ленобласти много частных музеев, и их создатели люди очень интересные. Наше общение сподвигло меня учредить некоммерческую организацию — Культурно-просветительский центр «Николаевский проспект». Соучредителями стали Татьяна Чурова и отец Алексей Волков», — рассказывает Евгения Алексахина.
Уникальный «Музей в колокольне» открылся в 2016 году. Евгения и ее напарница, краевед и фотограф Татьяна Чурова, сами проводят там экскурсии. Демонстрируют старообрядческие кресты, купель времен Александра Суворова, прожившего тут несколько лет, сохранившийся механизм башенных часов. Со смотровой площадки показывают место бывшей петровской верфи, благодаря которой и появился город.
В 2022 году центр «Николаевский проспект» стал одним из победителей конкурса «Культурная мозаика городов и сел Ленинградской области» с проектом «Город рыбаков». В Новой Ладоге много воды — два канала, протока, река и озеро. «Венеция практически», — шутят горожане. Рыбу здесь ловили всегда. В СССР в промышленных масштабах — здесь был рыболовецкий колхоз им. Калинина. Рыбой он не ограничивался: в 1970-е годы здесь производились металлические суда типа МСП (малый сетеподъемник) для всего Советского Союза.
В 1990-х от колхоза остались одни осколки. Рыболовство сохранилось, а еще в Новую Ладогу, на место своего рождения, например, до сих пор приплывают на ремонт валаамские пароходы. Но прежнего размаха нет, о нем только вспоминают ветераны. И они стали желанными соучастниками проекта «Город рыбаков».
«В Новой Ладоге живут рыбацкие династии, но мы с Татьяной не из них, — рассказывает Евгения. — Чтобы рассказать детям об этом промысле, нам нужно было войти в это сообщество, с ними подружиться».
Помочь согласился Николай Иванович Орлов — он долго работал в колхозе, а сейчас скупает улов у рыбаков. В его владениях сохранился рыбацкий амбар, где для детей провели игру, а потом накормили их ухой.
Сейчас на этом месте на берегу канала работает целая «Рыбацкая деревня», которую открыли сын Николая Орлова Владимир с женой Анастасией. В этом году именно здесь завершился «Тельняшка-сплав», организованный новоладожцем Николаем Рассохиным. Он был приурочен ко Дню военно-морского флота. На финише участников, прошедших 25 км на сапах от Волхова до Новой Ладоги, ждали традиционная уха и походная каша.
Сапы в «Рыбацкой деревне», кстати, дают в аренду. Если на озере сильные волны, можно прокатиться по искусственной протоке Волховец, где вода спокойнее.
«Мне нравится, что местное сообщество стало активизироваться, объединяться. Раньше Коля проводил сплавы, Володя торговал рыбой, каждый был сам по себе. А благодаря «Городу рыбаков» мы все друг друга и нашли», – говорит Евгения Алексахина.
Хрюши против
У Пустомержского сельского поселения тоже богатая история: его главная деревня Большая Пустомержа впервые упоминается в писцовой книге в 1500 году. Нынешняя гордость деревни – племенной завод «Агро-Балт», один из крупнейших производителей молока в России. Частный бизнес здесь тоже есть – популярностью пользуются клубника с фермы «Шконда», мед с пасеки Иноземцевых. Но главное местное преимущество – что в деревне, где живет 1300 человек, связи очень крепки.
Победитель конкурса – Пустомержский культурно-досуговый центр «Импульс». Его проект «Центр медиатворчества для детей и подростков» направлен на профилактику антиобщественного поведения: местные дети и подростки портят детские площадки и бросают там мусор. Бороться с этим явлением пустомержцы решили путем создания мультстудии и производства мультфильмов на социальные темы. В заявке они написали: «Ничего подобного раньше на нашей территории не было».
А вот опыт проектной работы в Пустомерже был – о нем рассказал Дмитрий Бобрецов, глава администрации сельского поселения. Как это устроено, он увидел в Каргополе Архангельской области, куда приехал по приглашению Ольги Грачевой, исполнительного директора АНО РИТКО «Творческие проекты Кайкино».
«В 2017 году я не знал, что такое НКО, что они могут получать гранты, развивать активность. Когда стал главой, предложил коллективу «Импульса» разобраться в этом. Ольга Грачева помогла. Теперь мы понимаем механизм и видим, как люди начинают брать на себя ответственность за территорию, где живут. А администрация готова их поддержать», – сказал он.
Мультстудию делали с нуля. За вдохновением ездили в театр-студию «Смешарики» в Санкт-Петербург. Ремонтом помещения занимались родители. Мультстудия «Кукуруза» кингисеппского Центра информационных технологий помогла выбрать оборудование – станки для перекладной и кукольной анимации. Оставалось главное: написать сценарий и распределить между детьми обязанности – кому лепить, кому озвучивать, кому работать в видеоредакторах. Перед этим ребята сходили на экскурсии – своими глазами увидели, как происходит уборка территории.
Главным героем мультфильма «Хрюши против» стал дворник. Сначала он от отчаяния улетал на Луну, но потом возвращался и вместе с исправившимися детьми приводил в порядок детскую площадку. Есть и будут и другие мультики – с окончанием проекта мультстудия не прекратила работу. И даже летом дети ждут дня, когда можно будет прийти в студию и взять в руки 3D-ручку или пластилин.
Билибинские мотивы
Ивангород – закрытый город на границе с Эстонией. Чтобы попасть туда, нужно за две недели запрашивать пропуск через «Госуслуги». Исключение делают для пассажиров экскурсионных автобусов, которых привозят в Ивангородскую крепость.
В крепости стоит белый шатер – это ремесленные ряды, где туристы могут поучаствовать в мастер-классах по работе с деревом, стеклом, глиной. Организует их художник Виктор Федосеев, а помогают ему ученики его мастерской «Верес» – воспитанники Лесобиржской школы-интерната.
«Мы интегрируем в общество ребят с особенностями развития: они учатся делать керамику, витражи. Молодым людям с особенностями развития трудно устроиться на работу. Незнакомая среда, некомфортные условия могут их отпугнуть. А у нас атмосфера подходящая, все друг друга знают», – рассказывает Виктор.
Виктор Федосеев. Фото из архива пресс-службы Фонда Тимченко
В Лесобиржской школе-интернате у него филиал мастерской: более «тяжелые» ребята там занимаются глинотерапией, а те, у кого есть возможность добиваться хороших результатов, осваивают азы работы с материалами и устраиваются в «Верес» делать сувениры. Кто-то сразу, а кто-то спустя время, как, например, Рома. После окончания интерната он отучился в колледже на механика, собирал тележки в «Ленте», но в итоге работает у Виктора.
«Верес» не новичок в проектной деятельности: шатер открыт по гранту губернатора Ленобласти, а Фонд президентских грантов одобрил проект по созданию витражей все в той же крепости. Один витраж уже готов и размещен в Малом пороховом амбаре. В этом же амбаре проходила выставка, приуроченная к завершению проекта «Билибинские мотивы в керамике», победившего в «Культурной мозаике».
Иван Билибин – знаковый для Ивангорода автор. Панно, сделанные по билибинским мотивам, можно встретить на улицах. Крупнейшая коллекция графики художника находится в Ивангородском музее – и ученики мастерской там не раз бывали. Костя показывает свою работу: на тарелке изображена сказочная избушка. Труд кропотливый, на него Косте понадобилась неделя. Сначала с картины снимается копия, потом переводится и раскрашивается красками. Теперь тарелка стоит дома в шкафу. Дарить ее автор никому не хочет, предпочитая оставить себе на память.
Ягодный берег
Пениковское сельское поселение – с юга ближайшее к Санкт-Петербургу. Город наступает, он легко может выстроить на этой земле очередной микрорайон типа Мурино. И местные жители видят спасение в создании округа сельского туризма под брендом «Ягодный берег» – предпосылки для этого есть.
Первые сады и огороды в этой местности разбили еще специалисты, привезенные из Москвы князем Александром Меншиковым во время строительства Ораниенбаумского дворца. Климат благоприятствовал их усилиям: за счет рельефа он здесь такой, как будто местность находится на 300 км южнее.
В советское время тут работал совхоз «Плодоягодный» – самый северный совхоз, где росли клубника, смородина и жимолость. Сейчас совхоза уже нет, но есть Северный плодовый питомник, где можно купить саженцы груш, яблонь и черешни, есть сад органического земледелия «Ивановский» – местные традиции поддерживаются и развиваются.
«Ягодным берегом» изначально был назван социальный проект по сохранению нематериального наследия Пеников. В 2019 году на собранные краудфандингом 50 тысяч рублей местные активисты закупили саженцы и раздали в приусадебные хозяйства. Потом родилась идея делать из лепестков и ягод купажи чаев – за это отвечает Ольга Дудорова, придумавшая «Душевные чаи». А словосочетание «Ягодный берег» стало брендом.
Так назвали и форум местного сообщества – его проведение было заложено в победивший в «Мозаике» проект Центра развития сельской территории «Преображение». Это одна из целых трех НКО, работающих в Пениках. Планов по развитию поселения много – от экскурсий для туристов до поддержки органического земледелия и животноводства.
«Мы готовы стать ресурсным центром для сельского сообщества, взять на себя еще больше функций. Помогать людям реализовывать идеи, участвовать в жизни поселения», – говорит Вера Медведкина, директор «Преображения».
«Я называю наши НКО «группа компаний», – улыбается Ольга Дудорова. – Мы партнеры, мы друзья, по-другому не получится. Это как с чаем: чем наполнишь – такой и вкус».