Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Новости

«Кино без барьеров»: 6 фильмов и 5 причин, почему они увлекут вас

В 2016 году Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», который устраивает Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива», прошел уже в восьмой раз. В течение четырех дней сразу на четырех московских площадках зрителям показали 72 фильма из 20 стран. Прочитайте и сами убедитесь, что их действительно стоит посмотреть даже тем, кто не увлечен социальным кино.

Это  фильмы не только о проблемах

Частый ответ на вопрос, почему люди не хотят смотреть фильмы о людях с инвалидностью – «Это тяжело, опять меня загрузят, а у меня и своих проблем хватает». Действительно, раньше такие фильмы, в том числе российские, были, как говорят,  «со слезой». Но с тех пор ситуация сильно изменилась.

«Сейчас киноработы стали более легкими, про принятие, а не только про преодоление. Я, как человек, который одним из первых ввязался в эту затею, могу сказать, что действительно в этом году уровень фильмов качественно вырос. Как всегда были и драматические работы, но стало больше игровых. В них тема инвалидности вплетена в сюжет, много неожиданных поворотов и историй. Они стали в целом про жизнь во всем ее разнообразии», — считает член оргкомитета фестиваля, руководитель социальных проектов и программ, координатор кампаний «Так просто» и «Шаг вперед» Агентства социальной информации  Ольга Дроздова.

Одна из самых устойчивых ассоциаций о фильмах, в которых рассказывается о жизни людей с инвалидностью, – темные тона, мрачная картинка, тяжелая музыка. Короткометражный фильм «Устойчивость» (Resilence) режиссера Рикардо Коанука из Швеции ломает этот стереотип с первой минуты: фильм начинается с задорной бразильской музыки.

В получасовом фильме, признанном лучшим документальным короткометражным фильмом фестиваля, показана история Мейи Луа, который живет в бедном городке в Бразилии. После врачебной ошибки, в результате которой был задет седалищный нерв, его ноги оказались парализованы. Несмотря на это Мейя живет обычной жизнью многих людей: он был женат, у него есть сын, друзья и хобби и свой уникальный способ передвижения – Мейя ходит, делая упор на руки, надев на них обыкновенные сланцы-вьетнамки.

«Я не чувствую себя неполноценным,  мне нужно только надеть сандалии на руки и идти.  Самая большая неполноценность, которую я знаю, — это когда у людей в общем-то все есть, а они все время жалуются», — говорит Мейя.

Как и других горожан, у героя фильма есть проблемы – Мейя живет в опасном районе фавел, куда не может забрать своего сына, поэтому вынужден искать новый дом, но есть и цели – стать чемпионом по бразильскому искусству танца и боя – капоэйре.

«Жизнь прекрасна только для тех, кто знает, как ее прожить», — улыбается в камеру герой.

Это фильмы об истории

Вольными или невольными участниками исторических событий становятся все люди, будь они с инвалидностью или без нее. Фильм «Ион» режиссера Ольвье Магиса из Бельгии  — это документальная история революции 1989 года в Румынии и людей, которые родились до нее, старались выжить в ней и устроить свою жизнь после. Отличает его от привычного документального кино главный герой – незрячий мужчина Ион.

Ион ничего не видит левым глазом, а правым лишь 1/10 часть возможного или даже меньше.  Его история, история его незрячей жены Марии и детей, не имеющих проблем со зрением, неотделима от событий, которые привели к свержению правительства президента Социалистической республики Румынии, генерального секретаря компартии Румынии Николае Чаушеску.

Фильм «Ион», ставший лучшим документальным полнометражным фильмом не только о самом Ионе и его семье. Он обо всех людях, которые становятся беженцами и сталкиваются с неприятием таких, как они, в других странах, о ситуациях, когда «быть румыном было немного стыдно», миграционных тяжбах и о долгожданной мирной жизни.

Это фильмы об искусстве

Живопись, танцы, театр – искусство также доступно людям с разными видами инвалидности, как и всякому другому человеку. Благодаря фильмам об их судьбах, зрители могут  узнать об искусстве пантомимы, особенностях пластики и оборотной тяжелой стороне такого легкого на вид искусства.

Кинофильм «Танцуя с Марией» был снят Иваном Герголетом в 2014 году и в России он уже хорошо известен. Главной героиней киноистории стала  Мария Фукс — известная аргентинская танцовщица советского происхождения,  которой уже 90 лет.

Фильм рассказывает историю жизни и работы Марии через отношения с ее учениками и танец. Уникальность ее метода — слияние внутренних ритмов человека и музыки. Танец Марии исцеляет, помогает обрести гармонию и радость, поэтому ученики — люди всех возрастов, с инвалидностью и без.

Кинолента «Лица» итальянского режиссера Антонио Де Пало – это история десятилетнего мальчика Рикардо с синдром Дауна, который очень любит театр. В маленьком городе, где он живет, есть скромная труппа, состоящая из режиссера — потомственного дворянина, которому по наследству достался небольшой театр, и мистера де Анджелиса — мастера на все руки. Время от времени труппа ставит шоу с участием юного и талантливого актера Маттиа. Каждый день Рикардо с помощью мистера де Анджелиса тайком проникает в театр, чтобы посмотреть, как репетирует пантомиму его любимый актер Маттиа.

Этот фильм не о том, что у Рикардо  есть синдром Дауна. «Лица» — картина  об обычном мальчике, у которого есть мечта – стать артистом  и выходить на сцену, и о том, что у Маттиа есть секрет, который известен только мистеру де Анджелису.

Это фильмы о любви

Место для любви, порой граничащей с безумством, есть в жизни каждого. Патрик, герой фильма «День Патрика» режиссера Терри Макмахона,  —  добрый, открытый 26-летний молодой человек с ментальными нарушениями. Благодаря лекарствам и опеке матери, Патрик не представляет опасности ни для себя, ни для общества, пока не влюбляется.

«Когда я снимал этот фильм, я общался со множеством людей, которым ставили диагноз «шизофрения». Однако эти люди ничем не отличались от нас, но этот «лейбл» преследовал их. И встречал других людей, которые считали, что этот диагноз — настоящий подарок, принимали его и жили интересной жизнью. Наш фильм не о диагнозе, он о любви. О любви людей с таким диагнозом, о родителях, которые принимают своих детей любыми, и о том, как эта любовь проявляется», — рассказал Терри Макмахон.

Этот фильм, взявший гран-при фестиваля, — провокационная и печальная романтическая история о праве каждого на любовь, которая показывает, что когда речь идет о чувствах, мы все становимся немного безумными.

Это фильмы с юмором

Кажется, что фильмы, в которых главные герои – это люди с разными видами инвалидности или расстройствами, вряд ли вызовут смех или просто улыбку. Мнение об этом меняется после просмотра фильма «Каждый 88» режиссера Ксении Лебедевой, получившего приз зрительских симпатий фестиваля.

Молодой советский солдат погибает на поле боя и попадает в другой мир. Там он узнает, что каждый 88 ребенок в мире рождается с аутизмом, и ему предстоит стать одним из таких детей.  Такой не слишком веселый сюжет дополнен хорошими шутками и стереотипными персонажами, знакомое поведение которых вызывает улыбку.

«Каждый фильм – это автопортрет режиссера. То как я вижу советского солдата — это абсолютное клише, но я так вижу советских людей в силу своего возраста. Или, например, персонаж «судьба», выдающая билеты на новую жизнь, — это же та бабка-кассирша с ее «следующий, чего стоим». Это все то, что я вижу ежедневно», — говорит Лебедева.

 

 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике