Кому отчитываться
Многие участники конференции сравнивали оценку с головной или другой подобной болью. «Оценка для НКО — это некое страдание, — сказала директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты Елена Тополева. – Для многих из нас, не только для религиозных благотворительных организаций, работа – это служение. Да, мы сами сделали свой выбор. Но мы не готовы тратить время и силы еще и на оценку. Часто не понятно, зачем отвлекаться от работы».
Ответ на вопрос «зачем?» ясен тогда, когда НКО тратят деньги, которые они от кого-то получили, считает Елена Тополева.
«Основная задача оценки — не выявить нарушения, а повысить эффективность организаций. Мы пытаемся выявить те решения и инструменты, которые в итоге оказываются наиболее результативными», — рассказал о своем подходе к оценке Артем Шадрин, директор департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития. По мнению представителя Минэко, важен социальный эффект, а не размер зарплат сотрудников: «Высокая доля заработной платы в проекте может быть обоснована, поэтому я против оптимизации проекта за счет уменьшения издержек. Не известно вообще, получим ли мы в итоге положительный результат».
Важность оценки подчеркнул и представитель другой государственной грантодающей структуры. «Сейчас мы надеемся, что появится возможность внешней оценки на завершающем этапе проектов. Об этом мы будем разговаривать с сообществом оценщиков», — поделился Илья Чукалин, генеральный директор Фонда президентских грантов.
Но оценка может быть полезна и самим организациям, уверены эксперты.
Чему помогает оценка
Во-первых, оценка помогает скорректировать благотворительные программы.
«Проведя оценку программы «Активное поколение», мы поняли важность поддержки инициативных групп в сельских поселениях», — рассказала Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
Во-вторых, оценка дает инструмент коммуникации. «По методике SROI мы получили описание наших результатов на языке цифр, который понятен всем – и топ-менеджменту компании, и партнерам, и власти», — поделилась Ольга Миронова, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности компании ОМК.
В-третьих, это позволяет понять долгосрочную перспективу. «Если продолжаем давать деньги на то же самое, значит, ничего не изменилось… Не надо бояться закрытия и открытия программ», — уверена Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Кроме цифр есть что-то еще
«Оценка – это самое интересное. Но как сделать, чтобы организации поняли, что это увлекательный процесс? Одна из самых больших трудностей — сформулировать правильно задачу и принятие результатов, — что потом с ними делать», — говорит Юлия Ходорова, ведущий консультант Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ», который проводит оценку по методу SROI (SROI от англ. Social Return on Investment – социально-экономическая эффективность инвестиций).
Не стоит думать, что когда-либо удастся найти универсальные критерии и методы оценки, подходящие на все случаи жизни. «Любые критерии оценивания никогда не будут абсолютными, их нужно очень осторожно использовать. Нельзя посчитать добро, любовь и сострадание…», — подчеркнул епископ Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководитель Православной службы помощи «Милосердие».