Новости
Новости
13.09.2024
12.09.2024
18+
Интервью

КАНДИДАТЫ ОТ НКО. Борис Альтшулер

Агентство социальной информации продолжает серию интервью с кандидатами в ОП РФ от некоммерческих организаций. Интернет-голосование на сайте «Российская общественная инициатива» за кандидатов продлится по 30 мая включительно.

 

 

 

Борис Альтшулер — президент Региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка», кандидат в номинации «Социальная поддержка граждан (инвалиды, военнослужащие, женщины, дети, молодежь, ветераны, пенсионеры и иные категории)». Выдвинут Санкт-Петербургской ассоциацией общественных объединений родителей детей- инвалидов «ГАООРДИ».

Страница кандидата в системе голосования.

 

Борис Львович, как Вы стали заниматься правозащитной деятельностью?

В правозащитном движении я с начала 70-х годов. Тогда некоммерческого сектора в России еще не было. Я старался помочь людям в тех ситуациях, в которых, казалось бы, помочь невозможно. А уже в новое время, в новой России мы с друзьями создали Центр по правам человека, который существует до сих пор. Защитой прав детей мы занялись в 1996 году, а Региональную общественную организацию содействия защите прав детей «Право ребенка» зарегистрировали в 1998 году.

Спасти человека от репрессий КГБ в советское время было практически невозможно, но именно это мы и делали. Мы применяли так называемые «космические» методы, когда на защиту человека поднимался весь мир. Когда мы начали заниматься правами детей в новой России, мы сразу столкнулись с тем, что спасти ребенка почти так же сложно, как диссидента во времена СССР.

Мы действуем так: пишем письма руководству профильных ведомств, в прокуратуру, а если в ответ получаем пустые отписки, пишем сразу «наверх». Мы писали Борису Ельцину, бывшему на тот момент Президентом РФ, потом Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, генпрокурору. Сейчас еще привлекаем российские СМИ, что во времена СССР было невозможно. Так и бьем в одну точку, пока не разрешим данную конкретную ситуацию.

А вот что-то улучшать в России системно – с этим, как известно, огромные проблемы.

Какая проблема, связанная с защитой прав детей, является сейчас наиболее острой?

В настоящее время я не могу помочь семьям, которые не имеют регистрации по месту жительства, решить проблемы с жильем. Мы постоянно получаем отчаянные просьбы о помощи — из Москвы, Московской области, из Татарстана… от семей с детьми, включая многодетные семьи, которых выселяют из единственного жилья судебными решениями – по иску банков или родственников владельцев жилплощади. А там и больные дети. И куда им деваться? Ведь их при этом лишают регистрации, а значит лишают всех региональных пособий и льгот. Но всё по закону – такие у нас законы. Такое антисоциальное государство, хотя в Конституции всё «белое и пушистое».

Сколько я писал об этом мэру Москвы, главам других регионов – одни отписки. Вот только что я общался с руководством профильных министерств Московской области по двум семьям. Реакция одна: сделать ничего нельзя.

Спасибо Михаилу Федотову (председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. – Прим. ред.), он откликнулся на эту проблему. 30 мая во Владимире пройдет выездное заседание СПЧ, где одним из рассматриваемых вопросов станет доступное жилье и проблемы социальной исключенности по причине отсутствия регистрации.

То есть решение проблемы Вы видите в развитии фонда арендного жилья?

Не я вижу. Этот вопрос Общественная палата РФ поставила еще в 2011 году. Такое поручение дано указом Президента РФ в мае 2012 года, которое не выполняется Правительством РФ и региональным руководством.

Конечно, доступная аренда – это и есть применяемое во всем мире решение жилищной проблемы малообеспеченных категорий населения, тем более, что при этом государство может помогать с наймом семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. И это гораздо менее затратно для госбюджета, чем субсидировать покупку жилья.

Указ Президента не выполняется, потому что всех интересует только ипотека и коммерческое жилье. А большинство населения России (60-70%) в таком финансовом положении, что не могут позволить себе купить квартиру. Чтобы обеспечить их крышей над головой, нужно много дешевого жилья. В России есть возможность строить дешево, много, хорошо, быстро. Не делается это потому, что это никому не надо – я имею в виду никому из тех, кто у руля. Все хотят сверхдоходы. Получается, что, отталкиваясь от полной невозможности помочь нескольким обратившимся к нам семьям, нам вместе с коллегами из ОП РФ и СПЧ фактически приходится ставить вопрос об изменении всей жилищной политики государства.

Борис Львович, вы также защищаете права детей и взрослых инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях: детских домах-интернатах (ДДИ) и психоневрологических интернатах (ПНИ). Что самое удручающее в этой ситуации?

Добавлю, что мы также защищаем права семей с детьми-инвалидами – и когда эти дети маленькие, и когда они взрослые, они требуют пожизненного ухода. Это называется проблема 18+. Проблемы ДДИ и ПНИ две: закрытость этих учреждений – раз и организация жизни по принципу общежития – два. Люди не должны жить в общежитии, особенно это вредно детям. Утрата личного пространства – это самое страшное, что может быть, а для ребенка это утрата семейной обстановки. Закрытость этой системы тяжела по той простой причине, что поставщик услуг и законный представитель — это администрация интерната в одном лице.

У нас отсутствует эффективная государственная система защиты прав детей, прокуратура в регионах практически никогда не встает на защиту детей, поэтому мы выступаем за общественный контроль детских интернатов. Сейчас 300 тыс. детей находятся без какого-либо общественного надзора за деятельностью администраций детских интернатов.

С 2012 года Вы являетесь председателем Координационного совета НКО по защите прав детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности, сформированного под эгидой Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Чего удалось добиться за это время?

Координационный совет НКО — это очень эффективно работающая неформальная организация. Это не просто общественники, а мощное экспертное сообщество. Мы работаем в постоянном взаимодействии с заместителем председателя Правительства РФ Ольгой Голодец, которая решительно поддерживает реформы по улучшению системы интернатов и всей социальной системы России. Мы эффективно работали с Министерством труда над законом о социальном обслуживании, и главное сейчас – это внедрение данного закона. Можно перечислять долго – новые правила жизни детей в интернатах исключительно в группах семейного типа, изменения в Гражданский кодекс РФ в части опеки и попечительства, ранее развитие…

Одна из важных тем на будущее, поставленная одним из избирателем мне как кандидату в ОП РФ: изменить законодательство так, чтобы облегчить отчетность кровных родителей, ухаживающих за своими взрослыми детьми-инвалидами. Сейчас один из наших главных лозунгов – сопровождаемое проживание: это когда люди с инвалидностью живут не в интернатах, а в квартирах с сопровождающими лицами – наставниками. Это дешевая альтернатива сверхзатратному строительству новых интернатов.

С какой программой Вы идете в Общественную палату и каких целей хотели бы добиться?

Моя программа проста: продолжение помощи людям и развитие общественного контроля. Гражданское общество должно развиваться таким образом, чтобы должностные лица, органы власти, которые пренебрегают насущными интересами людей, автоматически уходили в отставку. Потому так важна идея общественного контроля, которую внес президент. Развитие общественного контроля в социальной сфере и гражданских инициатив по решению указанных острейших проблем — важнейшее направление моей планируемой работы.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике