Обновление статистики — много новых цифр
Растущий спрос на объективные данные в сфере гражданской активности, благотворительности, взаимоотношений населения с благотворительными организациями и НКО вообще в 2014 году привел к тому, что на нас обрушился шквал новых, подчас противоречивых цифр, фактов и выводов. Помимо очередного, ежегодно публикуемого CAF Мирового рейтинга благотворительности, мы получили первый рейтинг частной благотворительности в регионах России, составленный Русфондом по образцу World Giving Index. CAF России представил также исследование массовых пожертвований в некоммерческие организации и данные о крупных (от миллиона долларов) пожертвованиях частных лиц, фондов и компаний в России, сравнил процент жертвующих на благотворительность в странах с льготным режимом налогообложения для частных жертвователей и государствах, где нет таких налоговых льгот, и оценил влияние репрессивной политики государств в отношении НКО на состояние благотворительности в разных странах. Фонд «Общественное мнение» изучил гражданскую активность в малых городах России, а информационный канал Subscribe.ru – отношение к некоммерческим организациям аудитории Рунета и т.д.
События на Украине и проблемы гражданской дипломатии
Политический кризис, связанный с событиями на Украине, не мог не сказаться на российском некоммерческом секторе. Кроме оказания помощи беженцам, помощи находящимся в зоне вооруженного конфликта детям, которые нуждаются в квалифицированном уходе и лечении, кризис заставил НКО задуматься о возможностях гражданской дипломатии. Вместе с саммитом Большой восьмерки была отменена «Гражданская восьмерка», под большим вопросом оказался «Петербургский диалог», но это только верхушка айсберга. Встал вопрос о том, как в условиях обострившихся международных отношений российские некоммерческие организации могут сохранить связи с зарубежными партнерами и коллегами, жизненно важные для решения глобальных проблем бедности, голода, миграции и др. И как отстоять необходимость таких контактов в ситуации политического кризиса.
Революция в системе учреждений для детей-сирот
Революционное Постановление Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» вышло в конце мая 2014 года. Этот документ знаменует коренную смену государственной политики в отношении проблемы сиротства и делает неизбежным массовое распространение практики семейного устройства. Постановление определяет детские дома как временное жилье перед устройством воспитанников в приемные семьи, предусматривает содержание детей в условиях, максимально приближенным к семейным, и перепрофилирование детских домов в центры семейного устройства и постинтернатной адаптации. В таком качестве они должны начать работать с 1 сентября 2015 года. На разработку проекта постановления ушло 10 месяцев, зато документ получился качественным, в том числе благодаря тому, что с помощью Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ к работе были привлечены некоммерческие организации, много лет занимающиеся темой семейного устройства.
Выборы в Общественную палату РФ
В 2014 году впервые 43 члена ОП РФ нового созыва избирались путем рейтингового интернет-голосования. В течение месяца, с 1 по 30 мая, на сайте Российской общественной инициативы было зарегистрировано 2 млн 344 тыс. голосов избирателей. В процессе голосования выяснилось: активность и предвыборные технологии зачастую перевешивают авторитет и опыт, а в результате многие кандидаты, хорошо известные в некоммерческом сообществе, набирают непропорционально мало голосов, проигрывая соперникам, известным куда меньше. По поводу «чистоты» предвыборных технологий было много вопросов. Рабочая группа ОП РФ по организации выборов сняла с участия в гонке нескольких кандидатов, и уже в середине мая был ликвидирован пункт регистрации на портале «Госуслуги» (интернет-голосование происходило с использованием аккаунта на портале «Госуслуги») в здании ОП. В Общественную палату РФ не прошли такие кандидаты, как президент Региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» Борис Альтшулер, председатель Межрегиональной общественной правозащитной благотворительной организации «Комитет за гражданские права» Андрей Бабушкин, президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, народный учитель России Ефим Рачевский, общественный деятель Алена Попова, адвокат Елена Лукьянова и др.
Опять «иностранные агенты»
Законодательство об «иностранных агентах» и практика его исполнения третий год держит «в тонусе» практически весь некоммерческий сектор. Принципиальные недостатки закона, на которые неоднократно указывали эксперты, в 2014 году так и не были исправлены. Конституционный суд встал на сторону Минюста. По-прежнему применяется расширенное толкование «политической деятельности». История с Чукотской ассоциацией зверобоев традиционной охоты, которой управление Минюста РФ предложило зарегистрироваться в качестве «иностранного агента», потому что лидер организации имел неосторожность участвовать в выборах на пост главы муниципального района, и потому что «больше некому», обрастает все новыми деталями, постепенно превращаясь из показательного примера в анекдот. Зато в середине года Минюст получил право принудительно вносить НКО в реестр «иностранных агентов» и дополнительные основания для проверок. В результате реестр начал активно пополняться – организации включали в него поодиночке, парами, тройками, пятерками. И к концу декабря в реестре значилось уже 24 НКО. Среди «новичков» 2014 года только один доброволец — Карачаево-Черкесская республиканская молодежная общественная организация «Союз молодых политологов».
Августовский лед: бум Ice Bucket Challenge
Получившая всемирную известность акция по привлечению внимания к редкой неизлечимой болезни – боковому амиотрофическому склерозу, эстафета Ice Bucket Challenge в России разделилась на три потока: 1) те, кто обливается просто так, потому что обливаются все; 2) те, кто обливается, как и задумывали инициаторы акции, в пользу больных БАС; 3) те, кто использует формат Ice Bucket Challenge для сбора пожертвований на другие категории нуждающихся. Сам факт появления этого третьего потока спровоцировал в некоммерческом секторе дискуссию о том, этично ли на волне всеобщего увлечения публичным благотворительным закаливанием уводить внимание аудитории в сторону от больных боковым амиотрофическим склерозом, которым – вне Ice Bucket Challenge — помогают очень и очень немногие. Благотворительный флешмоб позволил Православной службе «Милосердие» на августовском пике интереса к обливаниям почти втрое увеличить объем пожертвований на программу помощи больным БАС в России «Дыхание». И все-таки это весьма скромные суммы, по сравнению с теми, которые с помощью Ice Bucket Challenge собрала американская ALSA.
Общественный контроль, палаты и советы
Принятый Госдумой РФ закон «Об основах общественного контроля в РФ» вызвал в секторе гражданских инициатив неоднозначные эмоции. С одной стороны, сам факт принятия закона, о необходимости которого так давно говорили с разных трибун, безусловно, важен, к разработке проекта были привлечены СПЧ и Общественная палата РФ. Но содержание закона в том виде, в каком он был одобрен Госдумой в 2014 году, многих категорически не устроило. Вопреки рекомендациям экспертов, в окончательной версии закона так и не было дано четкого определения общественных интересов, не предусмотрено использование механизмов электронной демократии, а главное, из числа субъектов общественного контроля перед внесением проекта на рассмотрение Думы были исключены граждане и общественные организации. Компенсировать эти недостатки эксперты предлагают, в частности, за счет разработки более качественных региональных законов об общественном контроле, создания механизмов, которые позволят некоммерческим организациям, не будучи субъектами общественного контроля с точки зрения законодательства, тем не менее осуществлять проверки, участвовать в обсуждении нормативно-правовых актов, вносить свои предложения. Общественный совет при Минтруде, например, решил создать для этого специальную рабочую группу – она должна разработать алгоритм, позволяющий НКО выполнять функции общественного контроля.
Подход, предложенный в федеральном законе «Об основах общественного контроля», повышает требования к качеству работы региональных и муниципальных общественных палат и общественных советов. Утвержденный в мае 2014 года Стандарт деятельности общественных советов ФОИВ задал такую высокую планку, что возник вопрос: хватит ли у нас людей на все советы – компетентных, ответственных, готовых много работать на общественных началах, и как должно быть организовано обучение новых кандидатов в общественные советы?
Господдержка НКО: президентские гранты, Программа поддержки СО НКО, налогообложение
Объем финансовой помощи социально ориентированным НКО из федерального бюджета в 2014 году вырос и достиг 10,3 млрд рублей. В том числе почти 2,7 млрд рублей были распределены в рамках трех конкурсов президентских грантов.
В 2014 году законодатели значительно расширили перечень видов деятельности социально ориентированных НКО, в него вошли поисковая работа, профилактика и тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов, медицинская и социальная реабилитация наркозависимых. В конце года в Госдуму также внесен законопроект, дополняющий перечень содействием повышению трудовой мобильности населения.
В течение года обсуждались вопросы об улучшении налогового режима для НКО — в контексте развития системы государственной поддержки некоммерческих организаций. В том числе речь шла о дифференциации налогообложения, создании больших налоговых преференций для некоторых категорий НКО, о налоговом стимулировании бизнеса, жертвующего на проекты так называемых «организаций общественной пользы». Этой темой активно занимается СПЧ.
И в то же время СМИ, уклончиво обозначая источники информации, стали писать о возможном разделения НКО на «социально ориентированные» и «политические», с отлучением «политических» от возможности получения государственных грантов.
Доступ к жизни без боли
Выстрел контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, который решился на самоубийство, не в силах терпеть бюрократические проволочки с получением обезболивающих препаратов, услышали в Минздраве, в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, в Государственной Думе и Совете Федерации. После трагической гибели Апанасенко директор ФСКН Виктор Иванов направил главам антинаркотических комиссий в субъектах Федерации указание о незамедлительной реализации принятых правительством и Минздравом в 2012-2013 годах документов, упрощающих доступ к наркотическим и психотропным лекарственным средствам больных, которые нуждаются в соответствующем лечении. Проблемы, связанные с предоставлением НПЛС по показаниям врачей, обсуждались в Общественной палате РФ. Эксперты говорили о несовершенстве федерального закона о наркотических средствах, об уголовной ответственности врачей за нарушение правил оформления разрешения на наркотические анальгетики, о бюрократическом порядке назначения, выписки, использования, хранения и утилизации НПЛС, о недостаточных знаниях врачей в области оценки и лечения болей. Рекомендации членов Общественной палаты переданы в Госдуму, Правительство РФ, Минздрав, ФСКН, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, редакционного совета Фармокопеи, Московского эндокринного завода, выпускающего НПЛС, а также в Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. Директор Фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова и президент Фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер внесли в проект рекомендаций по итогам слушаний в ОП предложение создать Национальную стратегию доступности наркотических обезболивающих препаратов — чтобы вопрос решался на самом высоком уровне, «не в Минздраве, а над ним».
25 декабря Совет Федерации одобрил изменения в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Поправки увеличивают срок действия рецепта на сильнодействующие обезболивающие с пяти до 15 дней и снимают с родственников больного обязанность возвращать в аптеку упаковки от использованных препаратов. В сельской местности и удаленных районах, где нет аптек, право на отпуск НПЛС физическим лицам получат медицинские организации, имеющие лицензию на такую деятельность. Закон вступает в силу через 180 дней после официальной публикации. Как минимум, полгода тяжелобольным людям придется, как и раньше, терпеть.