Опрос проводился на одном из форумов сайта «Сибмама». Принявшие участие в мини-исследовании мамы с удовольствием голосовали и рассуждали про благотворительность. 88 молодых женщин приняли участие в количественном голосовании, 12 из них оставили на форуме свои комментарии.
В ходе опроса «интернет-мамам» предстояло рассказать о том, что препятствует развитию благотворительности, какие технологии или случаи благотворительности им известны, какая первая ассоциация со словом «благотворительность» приходит в голову, занимались ли они когда-либо благотворительностью, в каких сферах благотворительности охотней хотели бы участвовать, сколько должен зарабатывать человек, чтобы заниматься благотворительностью.
Недоверие и страх мошенничества
Исследование началось с вопроса «что мешает развиваться благотворительности в нашем обществе?». Результаты опроса показали, что 39% респондентов основным препятствием считают большое количество мошенников, выдающих себя за благотворителей.
«У нас люди готовы кому попало деньги отдавать, — рассуждает участница сообщества с ником Наташка. – К сожалению, мошенники кругом, и даже самые здравомыслящие друзья не верят, когда я говорю, что вот эти, ходящие между машин с красивыми коробочками и жилетками, никакого отношения к фондам не имеют».
Респонденты считают также, что некритичное отношение к любым благотворителям в нашей стране «насаждается» с детства. «В школе, где учится мой ребенок, большое внимание уделяется тому, чтобы дети были добрыми и отзывчивыми, и это здорово! – пишет Мама Марта. – Но когда к ним обращаются с просьбой помочь деньгами приюту для зверушек или отдать в дом престарелых плоды мук творчества на уроках труда, девочки и мальчики выполняют просьбы учителей. Эта «обязаловка» приучает детей давать деньги, не думая. И если на улице подойдут мошенники, ребенку и в голову не придет, что просто так просить деньги нельзя».
Искушенные в вопросах благотворительности мамы видят единственный выход из сложившейся ситуации – помогать лишь тем людям, информация о бедственном положении которых достоверна, и есть уверенность, что помощь пойдет в дело, а не будет растрачена.
Отвечая на вопрос о сложностях для благотворительности в России, 31% мамочек сочли главной причиной общее недоверие общества, а 10% — слабую поддержку власти. Последний пункт одна из респондентов предложила заменить формулировкой «откровенное вредительство со стороны государства», приводя в пример истерию с фондами, признанными иностранными агентами.
Среди ответов был и такой как «малое количество благотворителей». «В России слишком сильна надежда на государство, — объяснила свой ответ мама с ником Анночка. — Культура благотворительности только после перестройки начала подрастать. Она еще совсем юная. По опыту общения с людьми, живущими в штатах, могу сказать, что там море взрослых людей добровольно влияют на мир вокруг себя — бесплатно ведут в выходные занятия со школьникам, работают в приютах разного рода. Принцип «если мне не нравится, я исправляю сам» работает там лучше всего».
Вещи, деньги, волонтерство
Отвечая на вопрос об известных технологиях благотворительности, 40,7% респондентов указали материальную помощь (вещами и деньгами), 18,6% — сбор средств, в том числе на специальных мероприятиях, 18,5% — волонтерство. Были упомянуты и такие варианты, как социальная помощь, разовые добрые дела любого рода (принести продукты, перевести через улицу, высадить цветы у дома, накормить голодного), донорство и юридическая поддержка.
«Благотворительность бывает различных масштабов, — написала пользователь с ником Кусака. — Очень богатые люди жертвуют большие суммы на благие дела. Если брать нашу страну, то вспоминаются фонды «Подари жизнь», «Обнаженные сердца», «Поколение М». А технологии бывают разные: аукцион, выставка с последующей продажей картин, концерты звезд, сбор средств — перечисление на расчетный счет, на «голодные» телефоны приютов для животных и т.п.».
Опрашивающих порадовал ответ на вопрос о достаточном для участия в благотворительности доходе. Большинство респондентов написали, что его размер хоть и имеет значение, но отнюдь не решающее.
Во-первых, современные технологии, ориентированные на интернет, позволяют жертвовать любую сумму, даже совсем маленькую, а, во-вторых, деньги не решают все, отмечают мамы. Благотворитель может «пожертвовать» такой важный ресурс, как время, а также помочь нуждающимся физически — помыть квартиру, сходить в магазин, а это порой бывает важнее всего. «Нет никакой планки по доходу, ограничивающей количество добра, творимое тобой в этом мире, — рассуждает участница сообщества. — Даже бедняк может перевести слепого через дорогу. Даже нищий может поделиться с соседом тряпкой. Неработающий человек может организовать игры детей на детской площадке или в классе, быть донором. Того, кто хочет быть благотворителем, ничто не остановит».
Благотворительные ассоциации
Делясь своими ассоциациями на слово «благотворительность», 37,5% мам назвали «добро», 31,3% — «помощь». Были и другие варианты со знаком «+» — «милостыня», «сострадание», «варежки», «поддержка», «шанс». Но есть и те, кто ассоциируют благотворительность с мошенничеством, финансовой нечистоплотностью и т.п.
На вопрос «занимались ли вы когда-либо благотворительностью?» 100% респондентов ответили «да». Это еще раз подтверждает, что были опрошены не случайные люди, а достаточно зрелые, «воспитанные» личным участием в благотворительности, материалами и обсуждениями на форумах сайта «Сибмама», подчеркивают организаторы.
Некоторые респонденты рассказали о тех добрых делах, которые они изредка или регулярно делают. Например, одна мама несколько лет помогает Новосибирскому приюту для животных. «Поскольку я вожу машину, то периодически собираю посылки по городу и все вместе отвожу в приют. Не все, кто хочет помочь, имеют возможность добраться до приюта, тогда автопомощь очень кстати. Иногда я перевожу на нужды приюта деньги», — рассказала она.
Все лучшее — детям
Выбирая наиболее привлекательные для себя сферы благотворительности, интернет-активные мамочки указывали, в первую очередь, помощь детям (иного ответа на семейном сайте нельзя было ожидать) – 34,4%, животным – 26,2%, а 19,7% готовы помогать старикам. 6,6 % опрошенных приняли бы участие в экологических акциях, 3,3% готовы предоставить свои профессиональные услуги. А еще мамы охотно помогут женщинам, оказавшимся в сложной социальной ситуации, пострадавшим от насилия, нуждающимся семьям с детьми.
По мнению мам, благотворительность — это «помощь абсолютно незнакомым людям», «добро и сострадание», «способность найти минутку не только для своей жизни, но и для чужой», но иной раз и «бесплатный сыр в мышеловке».
Данные мини-исследования предоставлены НП «ИнА-Центр»