Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Колонки

ДМИТРИЙ ПОЛИКАНОВ: тема жалости к самим себе — неотъемлемая часть работы некоммерческого сектора

Председатель совета Форума Доноров Дмитрий Поликанов продолжает рассуждать о том, почему не надо бояться закрытия фондов, и что делать, чтобы это предотвратить.

Дмитрий Поликанов, президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»

Моя полемическая статья про то, что не надо бояться закрытия фондов, вызвала неоднозначную реакцию у аудитории. Кто-то поддержал такой в чем-то сверхрациональный подход, кто-то, напротив, привел аргументы против.

Если очень грубо обобщить, то лейтмотив оппонентов — явный или подспудный — сводился к одному: «как же вам не жалко?». Действительно, тема жалости к самим себе является неотъемлемой частью работы некоммерческого сектора.

Мы зимой проводили серию любопытных психологических семинаров и поняли две вещи из дискурса. Первое — почти неприлично быть успешным в этой сфере: это вызывает непонимание коллег и даже легкое раздражение в обществе. Второе — люди, которые каждый день сталкиваются с болью, острейшими социальными проблемами, отдают всех себя этой работе, естественным образом обладают повышенным желанием того, чтобы и их самих кто-то пожалел. Дабы как-то компенсировать большую, порой даже дикую психологическую нагрузку.

Разумеется, когда живешь в постоянном стрессе, а дело твоей жизни вдруг становится на грань краха, это очень болезненно. И для основателей НКО, и для их сотрудников, и даже для членов их семей.

В принципе, если человек хороший профессионал, то есть высокая вероятность того, что он сможет найти себя в новом деле. Те, кто постоянно сталкиваются с набором персонала в третьем секторе, знают, какой есть дефицит специалистов, как их моментально расхватывают на рынке труда и т.п.

Но даже при таком благоприятном развитии событий остается травма, особенно если изначально пришел в сектор, в эту трудную работу с посылом «единственного спасителя мира» (т.е. самого прямого и короткого пути к выгоранию).

Помочь может все тот же бизнес-подход. Отношение к благотворительности как к делу, а не только как к делу.

Совесть, нравственные ориентиры, душевная включенность, стремление жить сердцем — это важнейшая и главная составляющая работы в НКО, но она не должна занимать весь процесс без остатка. Должно быть чуть-чуть места и для рутины, процедур, управления процессами и т.п.

Темы качества менеджмента, прогнозирования рисков, оптимизации расходов, ключевых показателей эффективности, соотношения затрат времени и полученного результата становятся уже не праздным «бизнесовым» подходом, а необходимостью в работе благотворительной организации.

Ну, если это организация, т.е. юридическое лицо, созданное для решения каких-то задач. Если это группа волонтеров, сообщество родителей, любая другая форма проявления гражданской инициативы, то вопросов нет — порыв, смелость, которая города берет, отсутствие формализованных обязательств перед благополучателями и друг другом. Всего этого достаточно для проведения простых праздников и иных мероприятий, добрососедской помощи во дворах и поселках, решения проблем местного значения. Но если уж дошли до сложного формата, до организации, то извольте соответствовать — этого ждут и подопечные, и сотрудники, и государство.

Это уже совсем другой характер ответственности. При нем разговор о том, что «мы разорены, пожалейте», уместен гораздо меньше, чем разбор полетов.

Потому что форс-мажоры случаются всегда (а в нашей малопредсказуемой стране являются почти нормой), но гораздо чаще, как показывает жизнь и честный анализ, проблемная ситуация зреет и доходит до стадии кризиса, будучи не предотвращенной вовремя менеджментом организации. Думали, что само рассосется, не до конца просчитали все опасности, не подложили подушек и не разработали «план Б», побоялись принятия определенных решений и т.д.

Для благотворительного сообщества был бы очень полезен подробный анализ таких кейсов, может быть, даже публичный, чтобы предотвратить будущие провалы.

Особенно когда речь идет о проблемах крупных фондов или тех, что на слуху, и от которых, казалось бы, никто такого не ожидал. Это не значит, что их надо бросить на произвол судьбы в минуту реальной, а не маркетинговой невзгоды. Но это точно значит, что в момент оказания им помощи нужно изучить и ликвидировать причины кризиса, чтобы он не повторился вновь. Необходима санация. И вот если даже она не помогает, то тогда точно жалеть не о чем.

Еще один важный момент — фиксация лучших практик. Слабость некоммерческого сектора сегодня — это отсутствие собственных «летописей».

Закончились деньги, завершен проект, «все свободны, всем спасибо», а социальные практики остались неописанными. Потому что мы же «дело делали», нам ли до писанины? Да и отчет скорее проще формальный написать: нужны вам бумажки за ваши деньги, забирайте. Очень нужен банк лучших практик, в том числе, чтоб дублирующим направления деятельности друг друга организациям было проще не изобретать велосипед.

Жалко ли оставленных на произвол судьбы подопечных? Жалко, очень жалко. Но очевидно, что если социальная проблема реальна, а не надумана, если она представляет из себя болезненный нарыв, то обязательно возникнет решение: природа не терпит пустоты. Новая волонтерская группа, объединение родителей, новый фонд или же активность государства, понуждающая к разрешению этого вопроса.

И власть подхватывает некоторые инициативы. Да, часто без особой охоты, через сопротивление, порой кривовато в исполнении, но подхватывает. Примеры у всех на виду — создание системы паллиативной помощи, предоставление лекарств для редких (орфанных) заболеваний, реформа детских домов, даже любимая нами концепция долговременного ухода и сопровождаемого проживания. Нужно просто над этим работать как в одиночку, так и в составе коалиций.

Не менее важно развитие партнерства среди НКО. Как раз для этого — для взаимной подстраховки на случай форс-мажоров, особенно если проблематика одна и та же или смежная.

Не секрет, что часто даже предлагаешь помощь, а от нее отказываются. Хорошо, если делают под соусом «мы сами лучше знаем». Но часто совсем из других соображений: вот моя деляночка, не пущу.

Проще говоря, третьему сектору пора меняться вместе с жизнью: в меньшей степени думать о жалости к себе, в большей — о том, как эту жалость не вызывать. Самый очевидный путь — постоянный обмен практиками и между собой, и с бизнесом, а не стремление создать неприкосновенный НКО-заповедник «высоконравственных» людей, гнушающихся деловых подходов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике