Новости
Новости
11.06.2024
10.06.2024
18+
Колонки

Рольф Альтер: «Осознанная благотворительность развивает привычку к самоанализу»

О том, какие вызовы ожидают благотворительность, почему важно общественное доверие и как сделать, чтобы действия соответствовали мыслям, рассуждает доктор Рольф Альтер, старший научный сотрудник в Maecanata Stiftung, старший научный исследователь в Hertie School of Governance, экс-директор ОЭСР по государственному управлению и развитию территорий.

Рольф Алтер. Фото предоставлено фондом В. Потанина

Благотворительность начинает приобретать сегодня все большее общественное значение. Меняется социальная повестка, меняется и отношение к филантропии. Как благотворительная деятельность будет развиваться в современном мире? На какие актуальные вызовы ей придется отвечать в будущем? Что такое Philanthropy.Insight (осознанная благотворительность) и как сформировать доверие к такому подходу? Свою позицию доктор Рольф Альтер обсуждал на мероприятии Think&Drink Philanthropy, организованном Центром развития филантропии Благотворительного фонда В. Потанина.

Глобальный контекст: факторы, влияющие на современную благотворительность

Сейчас происходит стремительное увеличение числа очень богатых людей — и это на фоне продолжительной и довольно серьезной дискуссии о неравенстве. Речь идет не только о неравенстве в плане доходов и богатства, но и о доступе к образованию, здравоохранению. Неравенство — очень серьезная тема. И вопрос о том, почему богатство так неравномерно распределено, остается открытым. Конечно, во многом это вопрос восприятия. Необходимо восполнять данные о распределении ресурсов и привлекать общество к активному обсуждению этой темы.

Второй фактор — технологии. Они позволяют людям быть в курсе всего вокруг. Знание циркулирует, информация циркулирует, и люди начинают задаваться вопросами о сути вещей. При этом для многих благотворительность — это что-то, связанное с Красным Крестом. Они не знают о другом аспекте благотворительности, который сопряжен с личными средствами благотворителей, их личным участием, а это очень важно.

И третий момент — понимание благотворительности. Сегодня для многих благотворительность означает не только достижение социального эффекта, но и определенное влияние, власть. Вопрос — кто или что придает этому легитимность? Особенно, когда речь идет о крупных филантропических инициативах, которые серьезным образом влияют на жизнь общества. Имеется в виду вмешательство благотворителей в решение социальной проблемы, которое может иметь масштабные последствия (необязательно отрицательные). Например, кто решил, что именно таким образом нужно решать проблему сиротства или долговременного ухода? Но когда этим занимаются крупные игроки с большими деньгами, то часто эти вопросы не задаются.

Осознанный подход: как построить доверие общества к благотворительности

Известный французский философ Тюрго более 200 лет назад сказал: «Вы должны положить конец существованию всех видов фондов». Сегодня мы не говорим о столь радикальных мерах. Но все же тем, кто участвует в благотворительном процессе, нужно больше общаться с общественностью: слушать, пояснять, презентовать, вступать в диалог, быть открытым. Почему это должно помочь? Потому что укрепляет доверие. Кеннет Эрроу, один из великих ученых, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1972 году, сказал: «Доверие — это фактор, способствующий успешному функционированию социальной системы, включая, конечно, и экономику». Вот поэтому люди должны вступать в любые обсуждения, касающиеся как филантропии, так и любых других социальных институтов.

Для «вовлеченности» в плане диалога с общественностью необходимо иметь правильное мышление. Инициатива Philanthropy.Insight — это способ сформировать его, привить привычку к самоанализу. Она поможет убедиться, что ваши действия соответствуют мыслям. В этом ее главный принцип. Многие люди, которые управляют очень-очень важными благотворительными организациями, сейчас впервые задумываются над вопросами: «Зачем я это делаю? Стоит ли это делать так, как я хочу? А действительно ли это нужно?». Но задаваться этими вопросами самому гораздо лучше, чем если бы кто-то пришел и сказал: «Я хочу оценить тебя». Это был бы совершенно другой подход, которого нецелесообразно придерживаться. Мы хотим следовать принципу «давайте будем сотрудничать, давайте вместе узнаем, что такое благотворительность». То, что вы хотите узнать, мы должны выяснить вместе.

Подход Philanthropy.Insight позволяет изучить и проверить, что следует изменить в деятельности — либо в отношении стратегии, либо с точки зрения сути проекта или программы. Один из вопросов, на которые нужно ответить: «В какой степени благополучатели вовлечены в разработку проектов и программ?» Вы можете дать различные ответы. Например, «Активное участие благополучателей для нас обычная практика». Отлично! Тогда вам не нужно ничего менять. А можете сказать: «Действительно, хороший вопрос, я должен подумать». А возможно, вы хотите взять за образец чужой опыт и руководствоваться им. Концепция, которую мы обсуждаем, при необходимости позволяет принципиально изменить подход к вашей деятельности.

Универсальность или индивидуальный поход?

Суть Philanthropy.Insight не в попытке создать глобальную модель, а в поиске ответов на ряд принципиальных вопросов. Когда будет завершено изучение конкретных кейсов на примере заинтересованных организаций-партнеров, которые сейчас тестируют этот подход, то будут выявлены как различия, так и наверняка очень интересные схожие моменты. Было бы здорово увидеть эти вопросы в дальнейшем среди задач какого-нибудь исследования.

Иначе говоря, это динамичный и партнерский процесс, предполагающий стремление к пониманию. Пониманию того, какой должна быть филантропия будущего – но только не через год, а через 20 лет. Мир меняется, и благотворительному сектору придется приспосабливаться к этим изменениям.

Тем не менее вопрос доверия будет иметь решающее значение для России, для Европы, для Соединенных Штатов — для всех частей мира. Возможно, это звучит слишком грандиозно, однако сегодняшний мир — это мир, в котором есть доверие и успех. Без них останется только контроль. Так чего же мы хотим: доверять или контролировать?

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике