29 мая начинается онлайн-финал Российского юридического турнира — события, которое родилось благодаря инициативе студентов и неравнодушию московского юриста Андрея Козлова. Корреспондент АСИ поговорила с человеком, который второй год вкладывает в мероприятие собственные средства, потому что уверен: образование в России можно сделать захватывающим и вместе с тем эффективным — таким, чтобы студенты не боялись пробовать, ошибаться и через это раскрывать свои таланты.
«Я понял: в этом меняющемся мире я могу полагаться только на себя»
За год до окончания юрфака МГУ я начал карьеру в престижной юридической фирме. Проработав несколько лет, уехал получать британское образование, закончил магистратуру в UCL (Университетский колледж Лондона). Вернувшись в фирму в 2013 году, продолжил заниматься судебной работой и параллельно развиваться в узкопрофильной сфере, которую изучал в Лондоне, – деривативах. Тогда я мечтал стать юристом в области банковского и финансового права.
Мое сознание перевернул 2014 год, когда на международной арене происходили всем известные события.
Вокруг России возник санкционный барьер, парализовавший финансовые рынки, включая и мой – рынок производных финансовых инструментов. Я видел, как профессионалы, которые еще вчера были востребованы корпорациями, становились ненужными.
И понял: в этом меняющемся мире я могу полагаться только на себя. Причем я понимал, что уйти из топового консалтинга означает поставить крест на карьере: попасть обратно в эту систему почти невозможно.
Создавая в 26 лет собственную фирму, я уходил в никуда: у меня не было ни клиентов, ни партнеров, ни накопленных сбережений. Но у меня было сильное внутреннее ощущение: то, что я делаю, – это правильно.
Так в 2014 году я основал юридическую фирму, которая из компании в единственном лице за несколько лет превратилась в заметного игрока на рынке. Среди наших клиентов – большинство иностранных компаний, которые ведут бизнес в нашей стране.
Я считаю, что Россия – неотъемлемая часть мирового сообщества и должна максимально взаимодействовать с миром как на политической арене, так и на экономической. Благодаря нашей работе многие проекты иностранных компаний в России воплотились в жизнь – в этом мы видим нашу миссию.
«В центре образовательного процесса должен стоять студент»
Российской системе образования требуются кардинальные перемены. Студенты заканчивают вузы с хорошими оценками в дипломе, не владеют даже базовыми профессиональными и коммуникационными навыками: не умеют общаться с другими людьми, выступать в суде, вести переговоры.
Вижу этому несколько причин. Образовательные программы отягчены жесткой стандартизацией, что лишает студентов возможности выбирать предметы, которые им интересны. Конечно, есть обязательные предметы, без изучения которых не станешь юристом.
Но в отношении многих дисциплин студент мог бы определиться сам – какая ему интереснее. Возможность влиять на образовательный процесс – важный фактор, который, на мой взгляд, способствует мотивации.
Из-за отсутствия системы практико-ориентированных занятий – исследовательских и командных работ, игр – академические знания не трансформируются в практическую плоскость. Как следствие – студент забывает их после сессии или даже раньше.
Система образования должна быть построена таким образом, чтобы максимально помогать раскрыть студентам свои таланты. Когда я учился, система образования не способствовала личностному развитию студентов. Да, на некоторых преподавателей собирались целые аудитории, мест не хватало даже на ступеньках. Но большинство читали лекции по учебнику, даже не поднимая глаз. Они не заботились о том, чтобы преподнести информацию интересно.
Однако главное – парадигма восприятия студента. Считалось, что преподаватель – царь и бог образовательного процесса, а студент – лишь внемлющая персона, усвоил он учебный материал или нет – это его проблема.
Я же считаю, что в центре образовательного процесса должен стоять студент, и задача вузов и преподавателей – создать среду, которая будет максимально способствовать передаче знаний, возможности пробовать себя, ошибаться и тем самым раскрывать себя.
Я очень хочу, чтобы в нашей стране образование изменилось, ведь будущее страны предопределяют не столько инвестиции в экономику или социальную сферу, сколько образование. От того, как мы будем учить наших детей, начиная с детского сада и заканчивая вузом, зависит наше будущее.
Я вижу, какие шаги можно предпринять, чтобы изменить методику обучения, и некоторые проблемы образования пытаюсь решать в частности Российским юридическим турниром.
О турнире
В 2019 году студенты Президентской академии (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. – Прим. ред.) сделали рассылку среди юридических фирм с предложением поучаствовать в финансировании студенческого соревнования по модели судебного процесса. Я откликнулся, выслушал их идею и вернулся со встречным предложением.
Сказал, что если проводить какой-то игровой процесс, то нужно делать его запоминающимся, масштабным – таким, чтобы в нем была особая миссия, чтобы концепцией было не просто соревнование, но образование. Я предложил название «Российский юридический турнир», дал финансирование и начал собирать команду. На подготовку и запуск турнира оставался месяц, потом у студентов начиналась сессия.
С первого раза нам удалось организовать самый крупный в России юридический турнир по количеству участников. В прошлом году в нем участвовало более 500 студентов.
Весь турнир финансируется за счет моих средств. У нас были планы по привлечению спонсоров, но с учетом нынешней ситуации этот вопрос отходит на второй план: многие компании сейчас будут просто выживать.
В прошлом году организация турнира стоила около миллиона рублей, в этом году затраты выше. На этот раз мы создали вселенную Российского юридического турнира – вымышленный мир, герои которого оказываются в сложных правовых ситуациях. Для запуска турнира мы сняли профессиональный киноролик с участием настоящих актеров.
Это не просто красивая картинка – это способ перенести сознание участников в другую реальность и элемент образовательной методики. Когда человек погружается в игру, степень его вовлеченности в десятки раз выше, нежели когда он просто читает учебники или законы.
Турнир построен вокруг кейса – вымышленной правовой ситуации, которая очень похожа на реальное судебное дело. В этом году кейс построен по мотивам банкротства крупной нефтегазовой компании и сопряжен с темой высшей ответственности топ-менеджмента компании за совершенные недобросовестные действия. Он состоит из 50 документов: устав, протоколы заседаний совета директоров, аудиторские заключения.
Участники, выбрав одну из сторон — банка или корпорации, должны проанализировать все документы, выявить ошибки, сформировать позиции и аргументы, которые будут защищать ту или иную сторону. Это самая настоящая профессиональная судебная работа, причем высочайшей категории сложности.
Весной мы провели онлайн-серию подготовительных мастер-классов, где рассказали студентам, как анализировать судебные документы, что в них нужно писать, из чего складывается судебная позиция, какие аргументы являются ключевыми, а какие – второстепенными.
На турнире студенты впервые пробуют себя в качестве судебных юристов. Всего неделю назад они просто ходили на лекции, а здесь им предоставляется возможность встать на защиту крупных корпораций, обсуждать вопросы с арбитрами – звездами российского юридического бизнеса. Арбитры работают на турнире бесплатно. В юриспруденции существует тренд, когда люди из бизнеса, которые добились больших успехов, тратят личное время на какие-то образовательные вещи.
Сейчас мы определили 12 команд-финалистов и теперь готовимся к финалу. Он пройдет онлайн с 29 по 31 мая. Доступ будет открытым – к трансляции заседаний сможет подключиться любой желающий в социальных сетях «ВКонтакте» или Facebook.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.