Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Интервью

Восемь честных советов для авторов краудфандинговых проектов

Актер и режиссер Глеб Данилов — о том, как с помощью народного финансирования ему удалось открыть в Калужской области «Театр села» и стать рекордсменом платформы Planeta.ru.

Глеб Данилов. Фото:

В 2015 году тогда еще студент актeрского факультета ГИТИСа Глеб Данилов открыл в селе Льва Толстого Калужской области досуговый центр, где дети могли бы заниматься творчеством и спортом. Осенью 2020 года на базе этого центра Глеб создал первый негосударственный сельский театр в России «Театр села».

Театр села развивается с помощью народного финансирования – краудфандинга. Суммарно три крауд-кампании Глеба Данилова стали рекордсменами Planeta.ru в категории «Театр».

Молодой актер и режиссер поделился своим опытом краудфандинга и дал восемь честных советов, которые будут полезны авторам не только театральных, но и социальных, общественных проектов.

Манило, как арабский базар

Первый проект на Planeta.ru я запустил в 2019 году. Тогда я узнал, что такое краудфандинг, и почему-то решил, что это реально. У меня возникла идея сделать так, чтобы дети из сельской местности, которые посещают наш танцевальный ансамбль, впервые увидели Санкт-Петербург и выступили там на хореографическом конкурсе. Любой человек мог бы вложить средства в этот проект и увидеть результат – видеоролик о поездке и выступлении ребят.

Planeta.ru казалась мне уникальной площадкой, на которой все легко и просто: ты публикуешь проект, люди его поддерживают. Это манило, как арабский базар. Хотелось поскорее начать.

Я назвал проект «Поездка детей на конкурс в Санкт-Петербург» и поставил цель собрать 65 тысяч рублей. Оформил все по правилам Planeta.ru: обратил внимание на то, чтобы у проекта был хороший контент, который мог бы привлечь внимание потенциальных спонсоров, придумал вознаграждения – детские рисунки, которые они нарисуют под впечатлением от Петербурга.

Фото из архива Глеба Данилова

Своим простым умом я думал: раз такая известная площадка, то если не 30, то хотя бы 15 тысяч я соберу сразу. Ведь идея прекрасная, я с этого ничего не получаю, а люди, которые могут ее поддержать, станут немного добрее и счастливее, если помогут хорошему делу.

Но сумма стояла на нуле – нас поддержал только какой-то благотворительный фонд, который всем проектам скидывал по 2-3 рубля. Тогда я понял, что так это не работает. Если не вкалывать самому, то ничего не будет.

Только труд сдвинет гору

Я начал думать, что делать. Первая мысль – подкинуть своих денег, чтобы стало видно, что проект кому-то интересен. Но эту идею я сразу отсек – это нечестно. Хотя некоторые авторы это рекомендуют. Потом была мысль попросить друзей и родственников накидать, многие тоже рекомендуют так делать. Эта идея меня воодушевила: напишу всем близким в социальных сетях и точно соберу половину суммы! Но потом понял, что и это не очень честно. К воплощению проекта надо продираться, как к вершине.

Я начал искать разных людей, творческих работников, хореографов, энтузиастов, предпринимателей. Всех, кого я не знаю и кого никогда не видел. Стал показывать им ссылку на проект, рассказывать о нем.

Это было очень сложно, многие отказывались: кто-то сразу говорил «нет», кто-то посылал. Через какое-то время у меня появилось депрессивное состояние. Я стал думать, что никогда не сдвину этот проект.

Здание театра до ремонта. Фото из архива Глеба Данилова

Когда я запускал его, сумма в 50-60 тысяч рублей казалась мне обычной, а в процессе она оказалась недосягаемой. Я тысячу раз обновлял страничку, и там были нули. Но я не сдавался, продолжал посылать сообщения, и однажды зашел и увидел там 2 тысячи рублей.

Эти первые шаги стали для меня ключом к пониманию того, как все это работает. Нужно не отчаиваться и ежедневно искать потенциальных спонсоров. Как это делать? Готового рецепта не существует. Есть только вы, ваша идея, ваша фантазия и необходимость чтить уголовный кодекс, о которой говорил Остап Бендер. Только труд может сдвинуть эту гору.

Когда я запустил второй проект на 700 тысяч и третий на три миллиона, я действовал по принципу, который усвоил в самом начале.

Если проект не идет, сделайте паузу, выспитесь и продолжайте трудиться. Придумайте новые ходы, найдите способ сделать интеграцию с каким-то человеком или организацией.

Так было с моим первым проектом. Мне ответил довольно известный хореограф, участник шоу «‎Танцы» на ТНТ. Он очень помог нашему проекту, сдвинул его с мертвой точки.

Когда ты набираешь больше 15%, дальше все идет куда легче, а после 50%, по правилам Planeta.ru, проект считается успешным и автору могут перечислить собранные средства (когда собрано меньше половины от заявленной суммы, средства в полном объеме возвращаются участникам. — Прим. ред.). В итоге я собрал 74 тысячи из нужных 65 тысяч рублей.

Было очень много отказов

Ко второму меня подтолкнула судьба. Наш детский центр делил здание с аптекой, которая обанкротилась и могла пойти с торгов. Если бы это произошло, наш центр прекратил бы существование, потому что фасадная часть здания была бы заблокирована. Выход был один – выкупать здание. Но денег у меня, естественно, не было, гонорары от съемок в «‎Подольских курсантах» я к тому времени потратил. Я решил, что у меня нет другого выхода, кроме Planeta.ru.

Тогда я придумал проект «Сельский театр». Вместе с нашим бухгалтером мы поняли, что в России тогда не было ни одного сельского театра, и мы юридически зарегистрировали автономную некоммерческую организацию «Сельский театр». Мы запустили сбор на выкуп пространства для театра, я также много писал, много работал, и снова наступил момент отчаяния, когда я понял, что запросил слишком большую сумму. Разве мне под силу собрать 700 тысяч?

Было очень много отказов. Я собрал около 50 тысяч, и проект заглох. Внезапно на одно из сотен моих писем, отправленных лидерам мнений, пришел ответ от Алексея Пивоварова. Его команда приехала в село и сняла о нас передачу. И после этого выпуска был огромный отклик: мы за три дня собрали миллион рублей. На эти деньги выкупили вторую часть здания. Но это была советская аптека 1932 года, которая никогда не ремонтировалась, и мы решили замахнуться на третий проект, чтобы починить его.

Нам нужна была нормальная сцена и оборудование, мы должны были оправдать доверие людей и приглашать их не в полуразрушенное здание. Я поставил очень большую цель — собрать 3 миллиона рублей, значит нужно было собрать хотя бы 1,5 миллиона, чтобы проект был успешен по правилам Planeta.ru, и мы могли получить хотя бы часть нужной суммы.

«Думаешь, все так легко?»

Когда мы собрали 200 тысяч, третий проект тоже забуксовал. И тогда мне позвонила Надежда Бабкина, я чуть вместе с телефоном не упал. Ну, говорит, чего там у тебя? Я рассказал ей про проект. Она посоветовала участвовать в грантах, просить господдержку. Я говорю: «Надежда Георгиевна, вы понимаете, так можно получить небольшие деньги, а мне нужно вот сколько». Она мне в ответ: «А ты чего хотел, ты думаешь все так легко? У меня вот театр был – мне котлован дали, и я его сколько лет строила потихонечку».

Она тоже помогла, где-то на 100 тысяч рублей. Но главное, дала мне очень позитивный заряд, сказала, что занимаюсь важным делом, записала видео в поддержку нашего театра, обращаясь к властям и предпринимателям.

Вообще нам помогли словом или делом многие известные люди: Евгений Маргулис, Александр Панкратов-Черный, Андрей Державин, Игорь Растеряев, Юрий Шевчук и, конечно, Сергей Чиграков, лидер группы «Чиж & Co», вместе с которой мы и запускали третий крауд-проект.

До краудфандинга я не был знаком с Сергеем, но многие его музыканты, в том числе Игорь Доценко, – калужане. «Чиж & Co» часто бывал у нас в Калуге. То есть, у нас были точки соприкосновения, благодаря чему я смог рассказать ему о проекте. Сергею понравилась идея, и мы запустили проект от его имени, в вознаграждения добавили мерч группы, а в их соцсетях регулярно публиковали обращения к поклонникам с просьбами поучаствовать в крауд-кампании Театра села.

Я думал, что если заручусь его поддержкой, то мне тут же накидают деньжищ, ведь его все знают. Ведь ДДТ и «Алиса» собрали на Planeta.ru миллионы! Но вышло совсем не так. Мы собрали 200-300 тысяч и сбор остановился.

Казалось, что я уже сделал все, что мог. А мне надо собрать еще миллион двести, и как их собрать, непонятно! Снова обращаюсь к Пивоварову: может быть, нам сделать вторую часть и показать, как сельский театр живет сейчас? Но у него за это время поменялся формат, ему нужно было искать новые темы.

У меня было очень депрессивное состояние, это был один из самых тяжелых моментов моей жизни. Я не советую никому ставить большие цели краудфандинговых проектов, пусть они будут более досягаемые. Но если вы поставили большую цель, нужно делать ее достижение одним из своих главных жизненных приоритетов, работать над этим с утра до ночи.

Я решил продлить проект, не сдавался, продолжал стучаться в новые двери. Однажды мне ответил человек, который помог добить проект до 50%, – крупный предприниматель, меценат. Это удалось, потому что я ежедневно общался с огромным количеством людей в социальных сетях, стучался во все компании.

Мне пришлось отбросить столько всего ненужного, выслушать столько негатива в свой адрес! В итоге мне улыбнулась удача, но если бы не мое упорство, проект бы закончился неуспешно несколькими месяцами раньше, я бы просто не стал его продлевать.

После 50% двигаться дальше намного легче, и к финишной черте мы набрали 2 миллиона. Суммарно мои проекты до сих пор остаются самыми успешными в категории «Театр» за всю историю краудфандинга в России. Если обобщить опыт всех трех проектов, я могу выделить несколько главных принципов краудфандинга.

Главные принципы краудфандинга: взгляд Глеба Данилова

Первое, что бы я выделил – это ваша личная мотивация в реализации проекта. Когда говорят о секрете успеха проектов, то часто вспоминают о качественном контенте, оформлении или вознаграждениях. Безусловно, это важно, но не это является гарантированным залогом успеха. Даже крутая и креативная идея – тоже не залог успеха. Только вы сами как фаундер – ключ к вашему проекту. Если степень желания реализовать проект не зашкаливает, не надо начинать краудфандинг. Если фаундер проекта мотивирован, поверьте, он убедит людей к поддержке. Поэтому когда меня спрашивают, стоит ли создавать проект на Planeta.ru, но не очень уверены в своем проекте, я отвечаю: если не уверен, то не надо. У человека должны гореть глаза в доказательство того, что он искренне хочет этого и он это сделает. Только так! Мою точку зрения доказывают многие кейсы, например, проекты Гузель Санжаповой и многих других успешных авторов. Когда мой проект был в кризисе, только личная мотивация помогла вытянуть этот грузовик из грязи и спасти его.

Второе – очень важно фантазировать. После того, как вы создали проект, не относитесь к нему как к чему-то догматичному. Вы скажете – «как он может меняться, если все оформили, вознаграждения придумали?» Но идея вашего проекта и вознаграждения – это то, с помощью чего вы можете искать точки соприкосновения. К примеру, вы собираете на издание книги о вкусной и здоровой пище. Это дает вам столько возможностей! Если это книга, значит, можно налаживать сотрудничество в книжными магазинами или блогерами. Раз она о еде, значит, можете познакомиться с известными ведущими кулинарных шоу. Может быть, какой-то магазин здорового питания купит сразу весь тираж вашей книги? Уже готовый проект можно вертеть, как кубик Рубика. У меня был «Чиж & Co», и я начал коммуницировать со всем рок-сообществом, делал ставку на то, что это сообщество близко к народу и хорошо знакомо с краудфандингом, потому что многие группы вели свои кампании на Planeta.ru. У меня театр, и я начал коммуницировать с другими успешными театрами, которые могли мне помочь. 

Третье – необходимо анализировать ошибки. Вы не должны слепо рассылать ссылки на проект, не делая выводы. Слушайте людей. Людей не обманешь. Будьте честны в первую очередь перед собой и своим проектом. Не относитесь к этому так, что «может получится, а может нет». Вы должны видеть свою идею и расписать по полочкам весь свой финансовый план. Тогда будет удобнее общаться с людьми. Но невозможно составить идеальный план заранее, будьте готовы к работе над ошибками.

Четвертое – ставьте досягаемые цели. Это половина успеха. Сегодня бы я, естественно, ни о каких 3 миллионах думать не стал бы. Если вы все же решились на большую сумму, то шкала вашей мотивации и работоспособности должна зашкаливать.

Пятое – забота о том, чтобы ваш проект вызывал интерес у доноров. Вы должны убедить человека в том, что он не просто дал денег и ушел, а является сооснователем чего-то великого, уникального, что, возможно, только благодаря нему. И сам он – уникальный. По возможности персонализируйте свой подход. Если это какой-то крупный меценат, изучите его биографию, узнайте, что он любит и не любит. Но будьте внимательными и относитесь к каждому участнику проекта вне зависимости от его вклада как к человеку, как личности, а не как к кошельку на ножках.

Шестое – не преувеличивайте значимость вознаграждений. Они важны, но, например, в моих проектах большинство вкладов безвозмездные. Многие люди просто хотят помочь. Это касается двух крайностей: во-первых, многие присылают по 100-200 рублей, а за такую сумму никаких вознаграждений не может быть, во-вторых, филантропам, которые присылают очень большие суммы, никакие вознаграждения и не нужны.

Седьмое – не слишком надейтесь на поддержку локального бизнеса. Многие советуют искать местных предпринимателей, которые могут помочь. Иногда это срабатывает, когда такие люди одним вкладом сильно двигают проект. Но очень сильно на это рассчитывать не стоит. Бизнес тесно контактирует с местной властью, поэтому весь их благотворительный календарь давно расписан, и вам в нем места, скорее всего, уже не найдется.

Восьмое. До известных событий мы все были люди мира, и я бы вам рекомендовал искать людей в разных точках мира. В моих проектах примерно 5-10% – это люди из других стран. Не знаю, насколько актуален сегодня мой совет, но мне это очень помогло, так что я советую не искать поддержки у себя под ногами, а смотреть дальше. Друзья могут вам помочь, но вы потратите силы на поиски менее очевидных партнеров, результат будет гораздо лучше. У вас появятся уникальные связи и возможности. Многие люди, которые мне помогали в проектах, до сих пор мне помогают. Если бы я искал среди тех, с кем я был и так знаком, я бы с ними никогда не повстречался. Причем эти новые знакомства приносят не только деньги, но и полезные советы, которые могут быть гораздо полезнее, чем прямая финансовая поддержка.

Фото из архива Глеба Данилова

В конце концов, деньги – это не самое главное в краудфандинге

Когда мы начинали наш третий проект, цена на стройматериалы была одной, сейчас она другая, и мне не хватает тех 2 миллионов, которые нам удалось собрать. Нам нужно четыре. Но денег на проект всегда не хватает, ведь человек, который горит своим проектом, всегда хочет развивать и расширять его.

Но народное – это не только поиск денег, это еще и повод встать и пойти что-то делать. Это уникальный ключ к продвижению проекта. Это возможность рассказать о нем так, чтобы вас услышали. А когда вас услышат, финансовая цель уходит на второй план. У вас появляются новые знакомства, возможности для реализации идей, люди сами начинают что-то предлагать.

Если бы мне просто дали 3 миллиона и ушли, я получил бы куда меньше, чем мне удалось получить от моего проекта. Краудфандинг требует большой самоотдачи, но и дает значительно больше, чем другие методы финансирования.

Знаете, на могилах мхатовских артистов высекают чайку. Planeta.ru так сильно изменила мою жизнь, что на моем обелиске, наверное, надо будет выгравировать ее логотип.

«Планета» перевернула всю мою жизнь. Я закончил ГИТИС, работал в театре, потом ушел сниматься в кино, а потом увяз во всей этой краудфандинговой истории и не хочу с ней прощаться.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике