Как НКО подготовиться к проверкам и какие ошибки они часто допускают, АСИ разбиралось вместе с Александрой Сазоновой, юристом-консультантом проекта «Правовая команда».
Кто может прийти к НКО с проверкой
Какие бывают проверки НКО:
- налоговая
- прокуратуры
- Минюста
- Трудовой инспекции
Еще к НКО могут с некоторой вероятностью прийти Роскомнадзор и органы пожарного надзора.
Порядок проведения проверок НКО с 1 июля 2021 года регламентируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Но контроль за деятельностью НКО со стороны Минюста осуществляется по правилам Закона 294-ФЗ, который действует до 31 декабря 2024 года.
Один и тот же контролирующий орган приходит с проверкой не чаще, чем раз в три года, за исключением специальных случаев: так, Минюст может проверять НКО, внесенную в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, ежегодно. Внеплановые проверки по количеству не ограничены.
Как подготовиться к проверке
Некоммерческие организации могут заранее узнать, когда у них будет плановая проверка.
«Органы государственного и муниципального контроля проводят плановые проверки в строгом соответствии с заранее согласованными с органами прокуратуры и утвержденными ежегодными планами», — рассказывает Сазонова.
Эти ежегодные планы должны публиковаться на официальных сайтах органов контроля. Сводный календарь проверок всех контролирующих органов можно найти на ресурсе Генеральной прокуратуры. Сверяться с календарями проверок нужно сразу после новогодних праздников. Для этого надо зайти на сайт Генеральной прокуратуры и посмотреть по ИНН организации, есть ли она в планах проверок.
По действующим законам есть две поисковые системы проверок:
- по 294-ФЗ, регулирующему проверки Минюста, здесь;
- по 248-ФЗ, регулирующему проверки трудовой инспекции, Роскомнадзора и других ведомств, здесь.
По словам Сазоновой, если НКО не посмотрит, планируется ли у нее проверка на текущий год, будет меньше времени подготовиться. А значит, выше риск выявления нарушений: на подготовку к плановой проверке, если НКО о ней не знает, будет всего три рабочих дня. Это тот срок, не позднее которого контролирующий орган должен уведомить НКО о проверке.
Не стоит забывать, что даже если организации нет в плане проверок на текущий год, к ней могут прийти с внеплановой проверкой. Внеплановые проверки может проводить как Минюст, так и другие ведомства. Подробнее о внеплановых проверках можно почитать в материале «Правовой команды».
Кстати, еще у «Правовой команды» есть тест «Насколько вы готовы к проверке Минюста?», который можно пройти здесь.
Перед проверкой НКО необходимо посмотреть нормативные правовые акты, которые регламентируют полномочия проверяющего органа. Эту информацию можно найти в открытом доступе на сайтах соответствующих органов.
«Должностные лица органов государственного контроля обязаны ознакомить представителя проверяемой организации с нормативными правовыми актами, регламентирующими основания и порядок проведения проверки», — напоминают в «Правовой команде».
Вместе с уведомлением о проверке НКО получает копию приказа о ее проведении: его тоже необходимо тщательно изучить, так как он содержит перечень документов, которые организация должна предоставить для проверки.
Что можно и что нельзя делать, когда пришли с проверкой
НКО должна предоставить только те документы, которые были в приказе о проведении проверки. Передавать другие документы нецелесообразно: это может привести к обнаружению неочевидных нарушений и инициации других проверок.
Документы передаются контролирующему органу в виде копий, заверенных руководителем НКО. Оригиналы документов могут запросить, обосновав предметом проверки или усомнившись в их подлинности.
НКО не должна препятствовать проведению проверки, можно лишь выдворить посторонних людей, не уполномоченных участвовать в этой процедуре.
Если НКО видит, что проверяющие нарушают процедуры или совершают неправомерные действия, это можно фиксировать: записывать замечания и возражения в акт, он же протокол, проверки. Жалобу можно направить в вышестоящие государственные органы.
«Для фиксации хода выездной проверки и действий проверяющих можно осуществлять аудио- или видеозапись. При этом важно помнить, что запись нельзя осуществлять скрытно, перед началом проверки нужно известить проверяющих о своем намерении вести аудио-, фото- или видеофиксацию», — поясняет Сазонова.
НКО и ее руководителя могут привлечь к административной ответственности, если:
- они оказывают любое противодействие проведению проверки;
- уклоняются от проверки;
- не исполняют законные требования должностных лиц органов контроля;
- нарушают сроки предоставления документов и материалов;
- игнорируют предписания об устранении нарушений, которые вынесли по итогам проверки.
Как поступить, если нашлись нарушения
Контролирующие органы должны составить акт в срок не позже дня окончания проверки. Копию этого акта вместе со всеми приложениями вручают представителю НКО под расписку. Именно в этом документе будут записаны все выявленные нарушения. Некоммерческая организация обязана исправить ошибки, если ей выдали предписание об их устранении. В нем будет срок, в который нужно все исправить — он не должен быть меньше одного месяца.
Если же организация не согласна с тем, что выяснили в ходе проверки, она может обжаловать это решение. Для этого у нее есть 15 дней с момента, когда она получила предписание.
Проверки разных органов регулируются двумя разными законами, поэтому порядок их обжалования отличается.
«Проверки Минюста по 294-ФЗ могут одновременно обжаловаться и в вышестоящий орган, и в суд, в то время как проверки инспекций труда, Роскомнадзора, органов пожарного надзора и так далее по 248-ФЗ в обязательном порядке должны пройти процедуру досудебного обжалования в вышестоящий орган, только после этого у проверяемой организации появляется право обращения в суд», — объясняет юрист.
Если НКО получила предписание об устранении нарушений, но не устранила их и не обжаловала, то ее могут привлечь к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ.
Самые распространенные ошибки и нарушения во время проверок
В проверках Минюста, по словам Сазоновой, НКО чаще всего допускают ошибки, связанные с неисполнением требований собственных уставов: не проводят в указанную периодичность собрания органов управления и принимают решения по вопросам, которые относятся к компетенциям других органов управления.
Еще часто встречаются нарушения, когда НКО не предоставляет в Минюст отчетность и решения о смене директора организации и адреса ее местонахождения.
У общественных организаций нередко находят нарушения территориального признака их деятельности.
Во время проверок других контролирующих органов — трудовых инспекций, Роскомнадзора, органов пожарного надзора и других — в отличие от проверок Минюста России, нарушения не относятся к специфике деятельности некоммерческих организаций. Например, часто встречаются нарушения требований трудового законодательства, порядка обработки персональных данных, несоблюдение требований пожарной безопасности и так далее.
Более подробно о проверках разных контролирующих органов можно прочитать по ссылке.
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.