Формирование ценностей
Наша организация пришла к идее проработки ценностей благодаря двум моментам. Во-первых, мы заметили, что вокруг нас формируется классное комьюнити, «суперресурсное», лояльное и активное. Во-вторых, это было как раз время пандемии и команде были нужны зафиксированные точки опоры:
что нас удерживает здесь, почему мы годами остаемся в проектах.
У нас исторически всегда все члены команды активно друг друга поддерживали. Сложилось взаимоуважение друг к другу. И мы обратили внимание на то, что нас объединяет. Если нам приятно работать здесь, мы никуда не уходим, значит, нас что-то держит, какие-то общие ценности, которые мы в том числе транслируем на свою аудиторию.
При этом отнюдь не лидер единолично определяет эти ценности — все должны их принимать. Лидер лишь закладывает свои фундаментальные ценности, а больше красок и объема им добавляет именно команда.
Мы свои ценности прорабатывали всей командой несколько раз: нам было очень важно проговорить, чтобы все согласились и сказали, что для них важно.
Так, взаимная поддержка и открытость сформировала одну из наших ценностей — искренность.
Живое общение, искреннее отношение членов команды друг к другу и к делу.
Четкие определения
Мы долго думали над формулировками. В этом нам очень помог Леша Маслов, член команды «СОЛь». Когда началась спецоперация, нам срочно надо было еще раз обсудить совместное видение ценностей, учитывая текущий контекст.
В случае с непредвиденными катастрофами и гуманитарными кризисами как раз важно, чтобы ценности были честные, а не номинальные.
Мы сейчас видим, как рушится все ненастоящее.
Во многих компаниях сотрудники начинают ссориться друг с другом, один офис с другим. Это говорит о том, что ценности, которые компания анонсировала ранее, возможно, остались только на бумаге, но не были проработаны вместе с командой. А это очень важно. Только тогда они становятся общими и работают.
Когда ценности приняты всеми членами команды, они монолитны. И они всегда важнее политики, а не наоборот.
Мы поняли, что еще одна важная для нас ценность — ответственность и «взрослая» позиция.
Мы ценим ответственных партнеров и единомышленников, которые помогают нам расти и выходить на международный уровень. У нас «взрослая» команда, которая берет на себя ответственность за работу.
Каждый наш проект — это инвестиция времени, ресурсов, финансовых средств. Мы очень хотим, чтобы была ответственность как у нас самих и наших партнеров, так и у нашей аудитории, которая участвует в проектах. Ответственность — это то, ради чего мы делаем проекты, а люди, в свою очередь, понимают, ради чего они участвуют в них. И тогда приходит осознание, что делаем одно общее дело, у нас все на равных, на равных с командой.
Так, в проекте «Подиум зрелой красоты» наши «модели» хорошо понимают, что должны регулярно посещать репетиции. В проект вложены большие силы и средства нашей команды и партнеров, и у участников также должно быть ответственное отношение. Благодаря этому у нас нет оттока — есть осознание, что мы все взрослые люди и ответственно относимся к совместной работе.
Масштабирование и равноценность
Доступность наших проектов для людей старшего поколения по всей стране.
Это видно по тому, сколько регионов охватывают наши проекты. «Баба-Деда» и «Компании для всех возрастов» сразу задумывались как проекты для всей России.
Важно, чтобы у людей были равные возможности для участия в интересных им занятиях. Даже «Подиум зрелой красоты», хоть он и начинался как просто событие, мы стараемся «выводить» в новые города, создавая социальную франшизу, ищем единомышленников с такими же ценностями, как у нас.
Равноценность — равные подходы/условия для старшего поколения. Мы принимаем людей такими, как они есть.
Мы рады всем, кто к нам приходит, и видим, что вокруг нас формируется активная аудитория, она очень много нам дает, готова участвовать в любых инициативах. Когда проводим внутренние исследования, опросы, обращаемся прежде всего к этой аудитории и получаем от нее обратную связь с ценными комментариями и рекомендациями.
Кроме того, в наших проектах могут участвовать очень разные люди, мы не отбираем их по каким-то специальным критериям. Даже в «Подиуме» не выбираем участников по фотографиям или физическим параметрам: не важно, как выглядит потенциальный участник, его вес, рост. Единственное, что нам действительно важно, — мотивация и ответственность.
Серебряная экономика
Креативность и смелость на разных уровнях: среди участников проектов, так же как и в рабочей команде, приветствуется нестандартный подход.
Мы очень любим эксперименты, пилотные проекты, когда к нам приходят компании и стейкхолдеры с какими-то интересными запросами. Например, нас недавно попросили проверить, насколько люди старшего возраста готовы мигрировать по стране. Готовы ли они к временной релокации ради работы над какими-то важными для страны проектами. Ведь всегда считалось, что старшее поколение менее мобильно.
Также мы часто беремся за темы, которых раньше никто не касался: например, когда сами оцениваем размер серебряной экономики, строя действительно сложную модель развития, учитывающую много разных переменных и привлекая отраслевых партнеров к оценке (например, компании GFk, Точка-банк и т.д.).
Исследования показывают, что порядка 30-40% потребителей старшего возраста всегда смотрят, насколько легко открывается упаковка. Если им не видно на этикетке состава или названия продукта, то каждый второй не покупает такой товар. Так можно учитывать особенности восприятия старшего поколения.
Если эти особенности не учитывать, то серебряная экономика будет медленнее расти — человек мог бы купить определенный товар, но из-за таких нюансов не купил, его как потребителя потеряли. И чем больше развивается рынок таких товаров, услуг, программ, тем скорее развиваемся и мы.
А потом компании приходят и говорят: «Ребят, мы поняли, что действительно надо учитывать потребителей и сотрудников этого поколения, давайте делать программы».
Устойчивое развитие — постоянный рост проектов в социальной сфере параллельно с развитием рынка сервисов и товаров для старшего поколения.
Таким образом, растут все: наши партнеры получают классных сотрудников, которые не бросают компанию; производители и продавцы начинают учитывать возрастную аудиторию, ее особенности и потребности. В итоге для зрелых покупателей появляется больше товаров и услуг на рынке.
Это могут быть и специализированные технологичные продукты: например, есть куча гаджетов, которые могли бы упростить жизнь возрастного человека, помогая ему лучше видеть, слышать, координироваться в пространстве. Чем больше таких гаджетов будет, тем повышается качество жизни самого человека.
Серебряные покупатели начинают больше потреблять, потому что наконец-то они начинают получать то, что им подходит. А наши проекты лежат в основе этих изменений!
Важность ценностей
Еще раз подчеркну, что четко сформулированные ценности — это залог успеха и некоммерческой, и коммерческой организации. Когда они проработаны со всей командой, люди понимают, почему надо продолжать работать даже в турбулентное время. Каждый может довериться друг другу, потому что у всех общие ценности. И работа не рушится, что бы ни происходило.
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.