Детская деревня SOS Томилино – это сообщество приемных семей. В России таких деревень шесть – это направление альтернативной семейной опеки благотворительной организации «Детские деревни SOS».
В каждой деревне несколько двухэтажных кирпичных домов. В каждой семье под одной крышей родители воспитывают кровных и приемных детей.
Елена и Владимир Голотюки женаты 34 года. У них пять дочерей и пять сыновей. В доме три детских и одна родительская комната на втором этаже, а также кухня, гостиная, гостевая.
В Детскую деревню они переехали в 2012 году. Но их история как приемных родителей началась еще раньше.
«Трешка» и предложение опеки
У Елены и Владимира три родных дочери: Марина, Екатерина и Ирина. Семья жила в небольшой трехкомнатной квартире в Люберцах. Когда дочери подросли, пара решила взять ребенка из детского дома.
Фото из личного архива семьи
Девочки очень хотели брата, и на семейном совете решили, что семья возьмет годовалого Вадима.
«Когда мы взяли первого ребенка, нам позвонили из органов опеки с просьбой забрать еще одного мальчика. У нас “трешка”, но она небольшая: и так три девчонки, еще мальчик годовалый. Мы сказали, что взяли бы с радостью, но некуда», – вспоминает Елена Голотюк.
Потом семье еще раз позвонили из опеки и рассказали, что в Томилине есть Детская деревня SOS, где проходит конкурс для приемных мам. В деревне можно жить в собственном доме и взять на воспитание еще детей. Елена и Владимир решили присоединиться к SOS-движению и поехали на собеседование.
Собеседование и подготовка
Чтобы стать SOS-приемной семьей, нужно пройти несколько этапов: встречу с психологом, собеседование, тесты, обучение и стажировку.
Будущие SOS-родители должны быть хорошо подготовлены, поскольку в семью приходят дети с психологическими травмами. А также те, у кого меньше шансов быть устроенными в семью: с особенностями развития, многочисленными кровными братьями и сестрами, подростки.
Еще одно обязательное условие – своя жилплощадь. Это нужно на случай форс-мажора. Переехать в деревню можно с кровными детьми: организация не разлучает семьи, а, наоборот, создает комфортные условия для всех ее членов.
Приемные семьи поддерживают специалисты организации. Психологи помогают семье адаптироваться к новым условиям, детям войти в семью, наладить контакт с другими детьми. Они помогают преодолевать кризисные моменты.
Также специалисты вместе с родителями и ребенком определяют, какая помощь ему нужна. Многие приемные дети отстают от учебной программы, поэтому социальные педагоги предлагают подходящий образовательный маршрут для ребенка, если нужно, рекомендуют обратиться к другим специалистам, например, дефектологам.
У родителей в деревне есть возможность проходить супервизию для решения возникающих сложностей с воспитанием.
«В деревне часто проводят супервизию – индивидуальные консультации, на которых у родителя есть возможность вместе с психологом разобраться в ситуации. Нам организуют выезды, на которых встречаются семьи из детских деревень со всей России. На них мы понимаем, что мы – часть большой команды. Например, недавно мы ездили в Санкт-Петербург, общались с приемными семьями, проходили тренинги», – говорит Владимир Голотюк.
«Маленькая Швейцария»
Десять лет назад семья Голотюк прошла все собеседования и приняла решение переехать в Детскую деревню SOS Томилино. Елене пришлось уйти с работы: теперь все время нужно посвящать семье и детям.
Личное время у родителей с десяти вечера до раннего утра. Маме надо раньше всех встать, собрать детей в детский сад и школу, приготовить обед, убраться.
Фото из личного архива семьи
День Владимира начинается с того, что он отвозит детей в школу и детский сад. Днем они ходят на кружки и в музыкальную школу.
Дома у каждого ребенка есть свои обязанности. Кто-то моет посуду, кто-то убирается, кто-то пылесосит. Кто что будет делать по дому, дети выбирают сами – так заведено в семье.
«Дети в деревне много гуляют, ходят друг к другу в гости, общаются. Здесь прекрасные условия для счастливого детства, поэтому я называю нашу деревню “маленькой Швейцарией”», – говорит Владимир Голотюк.
Принять, понять, полюбить
В доме Владимира и Елены есть правило: всегда быть честными. Если ребенок что-то сделал и пришел об этом рассказать, его не будут ругать.
«Когда мы только привыкали к новой роли, то перепробовали много методов воспитания. И однажды, приехав на тренинг в Санкт-Петербург, услышали от одного приемного отца, что лучше всего работает правило трех “П”: понять, простить и полюбить. И это действительно работает», – объясняет Владимир Голотюк.
Каждый вечер семья собирается вместе. На такой встрече каждый рассказывает, как прошел его день. Дети знают, что у них есть возможность высказаться и быть услышанными. Можно рассказать о проблемах или о радостных событиях – семья всегда готова поддержать.
«У приемных детей есть страх быть наказанными, потому что у многих есть прошлый негативный опыт. Наша задача – убрать этот страх, чтобы дети жили в комфорте. Если не общаться, ребенок замыкается», – добавляет многодетный папа.
Не для всех
Елена и Владимир – приемные родители уже 14 лет. За это время их примеру последовали многие знакомые: прошли специальные курсы и взяли ребенка из детского дома. Но Владимир уверен, что к такой роли не все готовы.
«У меня есть знакомые, которые отучились в Школе приемных родителей, много общались со мной и в итоге отказались от идеи взять ребенка. Потому что поняли, что не готовы. И это нормально», – говорит Голотюк.
После того, как детям исполнится 18 лет, они переедут в свои квартиры: в те, что остались по наследству или предоставленные государством. Но семья уверена: даже после совершеннолетия их отношения останутся такими же крепкими.
«Стать приемными родителями – выбор нашего сердца. Мы не выбирали детей глазами. Они нам все родные», – говорит Владимир.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.