Рыбаков фонд провел круглый стол «Филантропы в образовании», на котором эксперты обсудили роль частных инвестиций в сфере образования и разобрались, зачем российские предприниматели вкладывают средства в детское обучение.
В приветственной речи президент и сооснователь фонда Екатерина Рыбакова привела данные статистики, согласно которым 280 млн детей по всему миру не имеют доступа к образованию. Для решения этой проблемы необходимо как минимум 70 млн учителей, и эксперты уверены, что ни одно государство не способно закрыть эту потребность самостоятельно, без помощи фондов.
Заместитель начальника управления Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Дмитрий Ануфриев заявил, что система образования должна, не замыкаясь на себе, согласовать цели развития с общей социально-экономической системой и осознать свою роль не только с точки зрения государственной политики, но и с учетом общественного запроса.
«Система образования должна быть в первую очередь понятна всем участникам обучения. В России фактор системности отсутствует — между дошкольной и начальной школой барьер, начальная школа и средняя школа — две разорванные системы, при переходе в каждую из которых дети испытывают стресс. Мы не готовим детей к переходу к следующему циклу, мы готовим их к ЕГЭ. И это проблема, которую нужно решать», — высказался Владимир Седов, предприниматель, основатель компании «Аскона» и «Доброград», ранее работавший учителем, заместителем директора и директором в школе.
Проблему отсутствия кадров подняла Любовь Духанина, учредитель частной школы «Наследник», член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и председатель Экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по науке и высшему образованию.
На сегодняшний день государство требует от педагогов высоких результатов, при этом условия для появления таких кадров отсутствуют. Например, школьный учитель информатики должен соответствовать профессиональному стандарту:
а) преподавателя, чтобы учить информатике на углубленном уровне;
б) программиста;
в) системного администратора;
г) специалиста по базам данных.
У частных школ есть возможность экспериментировать и искать новые рабочие модели, которые можно масштабировать и распространять, считает Рыбакова. Однако заниматься этим будут только те, кто действительно горит темой образования.
«Мы привыкли вертикаль разворачивать: пришли люди из Москвы и “насадили” свою систему. Этого не надо, везде есть хорошие прагматичные люди, которые благоустраивают свой город, район или село. Что-то мне подсказывает, что скоро это станет мейнстримным подходом в развитии сферы образования в России», — поделился Игорь Рыбаков, предприниматель и сооснователь компании «Технониколь» и Рыбаков фонда.
Ануфриев также перечислил предложения и инициативы, которые могли бы устранять барьеры на пути осуществления инвестиций в сферу образования:
- аналог ОМС в системе образования,
- уточнение дорожных карт застройщиков в рамках комплексного развития территорий — за счет появления в ней мест, которые застройщик выделит на частное образование,
- механизм на стадии осмысления: например, в Казахстане школы, требующие инвестиций и обновлений, могут быть отданы под управление управляющей компании, которая подписывает соответствующий инвестиционный договор. То же самое можно было бы внедрить и в России.