Организатор круглого стола — Координационный совет по вопросам социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка.
На встрече участники обменялись экспертизой по теме ментального здоровья и обсудили болевые точки и пути их решения.
Модератор мероприятия, руководитель рабочей группы «Ментальное здоровье» Координационного совета Регина Юрьева подчеркнула, что целью деятельности группы является выявление лучших практик помощи детям с РАС и иными ментальными нарушениями и тиражирование их в регионах страны, заинтересованных во внедрении передового опыта.
«Убеждена, что помощь людям с РАС, создание настоящих инклюзивных условий для их полноценной жизни в обществе — самый трудный, но и самый важный шаг к созданию общества, где найдется место для каждого. От того, как мы выстроим свою работу, зависит, в какой стране мы будем жить завтра: в обществе, где психиатрический диагноз лишает человека его гражданских прав, или в обществе, где принципы научной обоснованности и равноправия являются базовыми принципами научного, медицинского и педагогического сообщества», — отметила Регина Юрьева.
Важность диагноза
Председатель совета ВОРДИ Елена Клочко подняла тему недообследованности детей. По ее словам, это приводит к тому, что оценить точное количество детей с инвалидностью зачастую сложно. На это накладывается и фактор неопределенности: еще на этапе родильных домов у детей невозможно выявить РАС или ДЦП.
«В Минздраве введены новые скрининги, которые позволяют рано выявлять нарушения и предотвращать вероятные последствия. Эти скрининги должны компенсироваться в рамках ранней помощи, которая развивается довольно медленно. Если она [ранняя помощь] будет закреплена законодательно, дети с ментальными нарушениями начнут получать цельную индивидуализированную медицинскую помощь», — считает Елена.
Полное обследование ребенка дает и косвенные плюсы — ему будет проще социализироваться в обществе, если воспитатели дошкольного образования будут в курсе его особенностей.
Клочко также отметила, что выбор профессий для людей с ментальными нарушениями не велик, а возможность получить профессиональное образование крайне низка. Из-за этого на сегодняшний день в России огромен процент людей, которым требуется сопровождаемое проживание или сопровождение в трудовой деятельности.
Работа с людьми с ментальными нарушениями в регионах
Приволжский федеральный округ
С 2019 года в Приволжском федеральном округе реализуется общественный проект «Ментальное здоровье», рассказал помощник полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Колчин.
Цель проекта — разработка и внедрение эффективной системы оказания комплексной помощи людям с расстройствами аутистического спектра для их интеграции в общество, а также формирование толерантного отношения к людям с РАС.
В рамках проекта регион повышает квалификацию работников социальной сферы — медицинских сотрудников, педагогов и так далее. На момент 1 мая 2023 года уже были обучены 1709 человек.
Также на базе Приволжского медицинского университета открыли АНО «Приволжский центр ментального здоровья». Там же уже несколько лет работает инклюзивный детский сад «Добрый сад», где с детьми занимаются логопеды, дефектологи, воспитатели и двигательные терапевты.
Ханты-Мансийский АО
«Губернатор нашего округа — женщина, и благодаря этому у нас произошло множество различных изменений в социальной сфере. В 2017 году, например, губернатор поручила разработать концепцию сопровождения людей с аутизмом. Вот уже 6 лет мы тесно сотрудничаем с родителями и 400 госучреждениями при реализации концепции», — рассказала Тереза Пономарева, директор Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа.
За время реализации проекта были разработаны три модели сопровождения:
- после школы или детского сада ребенок отправляется в реабилитационный центр;
- ребенок с утра приходит в учреждение социального обслуживания, где его ждут специалисты физической культуры и спорта и педагоги;
- все специалисты приходят к ребенку домой, чтобы оказать ребенку образовательные услуги и социальное обслуживание.
В регионе также действует Школа эффективного родителя, помогающая родителям особенных детей минимизировать последствия расстройства или заболевания и подготовить их к жизни в социуме.
Важность ранней помощи
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Юлия Сачко рассказала о возможности записи на получение консультации или заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях, специальные условия при проведении государственной итоговой аттестации.
Цель ЦПМПК — определение особых образовательных потребностей обучающихся, препятствующих получению образования без создания специальных условий.
«Чем раньше мы запустим раннюю помощь детям и их семьям, тем меньше будет инвалидизация общества и необходимость инклюзивного образования», — заявила Сачко.
Так, в начале 2023 года был подписан комплексный межведомственный план совершенствования ранней помощи детям двумя министерствами — Минтрудом и Минпросвещения.
«Нельзя изолировать»
Игорь Шпицберг, руководитель и основатель АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»» считает, что необходимо помнить, что все системы помощи и сопровождения не должны быть оторваны от жизни обычных людей.
«Любая семья с ребенком с ментальной инвалидностью не должна жить изолированно. Достигается это пониманием того, в какой помощи нуждается этот ребенок, что поможет ему максимально быстро адаптироваться и влиться в социум», — объяснил Шпицберг.
По словам Игоря, система должна быть неразрывная: из хорошего садика ребенок должен переходить в хорошую поддерживающую школу. На практике часто получается так, что на одном из жизненных рубежей попасть в достойное учебное учреждение невозможно — их попросту нет. Задача государства, НКО и общества в целом — заполнять эти пробелы.
Шпицберг отметил, что в этом вопросе нельзя недооценивать опыт НКО, которые зачастую являются драйверами развития инклюзивного образования в регионах.