соорганизатор проекта «Терапевчие»
Я не музыкант по образованию, а графический дизайнер. Начала учиться играть на гитаре в 15 лет. Хотела просто подыгрывать себе бой на гитаре и петь. Потом начала писать свои песни.
С 2016 года я участвовала в ежемесячных встречах в детском хосписе «Дом с маяком». Часто я звала с собой друзей-студентов. В то время я мечтала о подобном сообществе, потому что бывали дни, когда я с трудом могла найти второго человека в пару для выступления. Мы пели детские и общеизвестные песни в основном.
Идея создать проект принадлежит Павлу Федосову. И меня, и Павла звали в разные соцучреждения петь.
Он объединил артистов, создал чат во «Вконтакте», написал у себя на стене пост, в котором спросил, как назвать проект.
Николай Подорольский, артист и участник проекта, написал в комментариях название «Терапевчие». Павлу оно показалось очень удачным. И за время оно себя оправдало. Люди запоминают проект, интересуются благодаря названию.
Фото предоставлено проектом «Терапевчие»
Потом началась пандемия…
— Когда начинались встречи «Терапевчих», было очень много активности внутри сообщества, больше 100 встреч за год. И интереса со стороны было много. Я тогда еще училась в вузе. Потом началась пандемия, активность участников спала, многим непонятно было, как выступать онлайн, у кого-то проект ушел на второй план из-за обстоятельств. Все стихийно начиналось в проекте, без долгосрочного продумывания.
Потом у меня родились дети. Это тоже большой «проект».
Сейчас мы с Настей Климовой при поддержке Павла и Игоря Лазарева (может, кого-то еще) надеемся возродить жизнь проекта. Настя продумывает теорию и как раз смотрит на проект в долгосрочной перспективе.
«Я пришла, чтобы побыть рядом в наш общий день рождения»
– Почти у каждого волонтера есть свои неповторимые истории о внутренних переворотах, открытиях. В моей жизни тоже был такой случай.
Когда я только начинала петь в больницах, меня позвали выступить перед девочкой из роддомовского отделения для отказников. Девочку надо было поздравить с днем рождения. Когда мне назвали дату, я сильно удивилась, ведь это был и мой день рождения.
Подобных просьб несколько лет не возникало. Конечно же, я приехала. Девочке исполнялось года два или три, она всю свою маленькую жизнь пролежала в больничных кроватях, слыша только голос персонала и волонтеров, которые приходят регулярно в это отделение.
Меня привели в палату и так сложилось, что я осталась там одна из взрослых в окружении малышей-отказников, среди кроваток с проводочкам, трубками, капельницами.
Девочка спала. Реагировала на пение шевелением бровей и небольшими движениями рук-ног. Я прошла несколько раз по палате, каждому малышу тихо пропела что-то из моего привычного репертуара, включающего в себя не только детские песни.
В палате было тихо и сонно. Тяжелая была тишина. И еще тяжелее она становилась от моей небольшой растерянности. Еще никогда я не пела человеку, который не может мне ответить хоть каким-то звуком. И тогда я просто начала звучать. Петь, как пела друзьям на ухо на переменах, разучив новую песню.
Вдруг один из детей мне улыбнулся и начал издавать тихие звуки, словно подпевая. Другой стал разглядывать гриф гитары. Третий поморгал и промычал. Так я провела там, забыв про все, достаточно времени. По моим воспоминаниям в палате было около восьми детей.
Моя именинница так и не проснулась. Я ничего не изменила в ее жизни. Не забрала ее домой, не изменила систему. Я пришла, чтобы побыть рядом в наш общий день рождения. В тот день рождения мне приоткрылся другой мир, в котором дети не учатся ползать, ходить, говорить слова, не готовятся к школе, ничего не слышали о карьерном росте. Кто-то из них не видит, не слышит, но они есть, их жизнь происходит, они кому-то интересны.
«Люди должны быть друг другу полезны»
– У проекта много целей. Одна из них, сделать так, чтобы люди были полезны друг другу. Мы не врачи и не волшебники, мы не можем излечить, как бы этого ни хотели. Но мы можем сделать так, чтобы в больницах, хосписах и интернатах всегда играла музыка, развеивающая атмосферу страха и горя.