Весной 1963 года Андрей Вознесенский телеграфирует жене из Ялты: «Милая, не могу приехать. Цветет миндаль». До вечера стихов молодого поэта в Большом зале Московской консерватории оставалось два дня: билеты давно раскуплены, среди зрителей ожидают Святослава Рихтера и Генриха Нейгауза…
Историю о шестидесятнике-визионере к 90-летию Андрея Вознесенского поставил режиссер Роман Шаляпин. Часть средств от продажи билетов на спектакль направлены на программу профессионального образования для выпускников детских домов, созданную фондом «Бюро добрых дел», и программу целевого капитала фонда.
Участники/Партнеры
- Благотворительный фонд «Бюро добрых дел»;
- Центр Вознесенского;
- Компания VOS’HOD.
Продукт коллаборации
Главные роли в постановке исполнили актеры Павел Артемьев, Дарья Повереннова, Роза Хайруллина. На премьерном показе, состоявшемся 17 мая 2023 года в ДК им. Зуева, собралось почти 500 гостей.
Андрей Вознесенский по образованию архитектор, выпускник МАРХИ – и спектакль поднимает тему дома, сложную для подопечных Фонда «Бюро добрых дел». Фонд ищет разные форматы, чтобы рассказать, как важно помогать подросткам в детских домах и что нужно, чтобы они могли найти свое место во взрослой жизни.
Для зрителя спектакль – это красивая история о поэте, который стал голосом времени, полного надежд, и возможность внести свой вклад в изменение жизни детей, выросших без семьи.
Постановка – не разовая акция. Спектакль готов к гастролям и регулярным прокатам в Москве: собрана команда актеров, музыкантов, технического персонала.
Сроки реализации: 2020–2023 годы
Вклад партнеров
Фонд «Бюро добрых дел» и Центр Вознесенского принимали активное участие в создании спектакля, девелопер VOS’HOD был финансовым партнером.
Амбассадор фонда Ольга Рыжкова привлекла режиссера Романа Шаляпина, они и занимались в дальнейшем постановкой. Президент Анна Чупракова стала генеральным продюссером постановки, для нее это был первый опыт привлечения средств не на благотворительные программы, а на культурные инициативы. Представители фонда решали вопросы с площадкой для постановки, занимались кастингом, запустили рекламную кампанию в поддержку премьеры, обеспечивали коммуникацию с партнерами.
Фото: Наталья Кравцова
Сценарий и концепция спектакля согласовывались с Центром Вознесенского, представляющим интересы наследников поэта.
«Мы рассказывали Центру Вознесенского все: какая у нас площадка, каких актеров мы привлекаем. Нам было важно, чтобы все были согласны с тем, как все будет проходить. В репетиционной части центр участвовал уже меньше», — говорит Анна Чупракова.
Центр познакомил авторов сценария с биографами Вознесенского для консультаций, помог выйти на наследников Микаэла Таривердиева и Владимира Мартынова, музыка которых использовалась потом в спектакле, наряду с композициями Олега Васенина, музыкального руководителя спектакля.
Для PR-поддержки проекта было привлечено агентство, которое специализируется на поддержке культурных инициатив: работает с театрами, ледовыми шоу и просто с культурными институциями на регулярной основе. PR-отдел Центра Вознесенского активно взаимодействовал с фондом и этим агентством, чтобы оптимально выстроить всю кампанию.
На открытии выставки к 90-летию поэта, состоявшемся чуть более чем за две недели до премьеры, Центр Вознесенского организовал чтение отрывков из будущего спектакля, приехали СМИ, снял сюжет Первый канал.
Мотивация к партнерству
Фонд «Бюро добрых дел» с момента создания проводит акции с участием артистов и музыкантов: организует культурную и развлекательную программу, приглашает доноров, привлекает новых партнеров, собирает средства, рассказывает о своей работе СМИ.
«Есть фонды, которые любят забеги или массовые акции другого формата, а у нас такая особенность, — объясняет Чупракова. — Центр Вознесенского был для нас новым партнером, но здесь речь шла о творчестве поэта, и они были максимально заинтересованы в совместном спектакле».
Управляющий партнер компании VOS’HOD состоит в попечительском совете фонда «Бюро добрых дел», компании в целом интересны события в сфере культуры и искусства, а кроме того, девелоперу недвижимости, очевидна, близка тема дома, поднятая в спектакле.
История сотрудничества
Все началось с вечера поэзии «Девушка и стихи», организованного фондом «Бюро добрых дел». Он проводился онлайн в разгар пандемии, в мае 2020 года. Известные актрисы читали в Zoom стихи по своему выбору. Актриса театра Маяковского Дарья Повереннова – амбассадор фонда – читала Воскресенского, «Бьет женщина» и «Бьют женщину».
«Меня лично больше всего затронуло именно прочтение Дарьи Поверенновой и стихи Вознесенского, — говорит Анна Чупракова. — Я подумала: почему бы нам не сделать вечер Вознесенского? Тем более что есть целая культурная институция, которая занимается творчеством Вознесенского и его наследием. Мы связались с Центром Вознесенского, и они сказали: «Да, давайте делать, встречаться».
Сначала хотели сделать просто набор номеров, когда актеры по очереди выходят к микрофону и читают произведения Вознесенского или поют песни на его стихи. Но получился целый спектакль.
Особенности партнерства/сложности
Участники проекта отмечают, что было сложно работать в ограниченные сроки. Площадку в ДК им. Зуева согласовали только в январе 2023 года, а премьера должна была состояться в мае.
«Май – месяц 90-летия Вознесенского, нам важно было максимально воспользоваться моментом, чтобы рассказать эту красивую историю, – говорит Анна Чупракова. – Не только сам спектакль и сбор средств, но освещение деятельности фонда и партнеров, слова руководителей этих организаций о том, почему мы это делаем, – это все тоже было важно».
В сжатые сроки считали смету, решали вопросы с финансированием, подтвердили участие всех артистов, готовили рекламную кампанию, афишу, анонсы. Продажа билетов открылась всего за месяц до премьеры, это очень мало.
«Сроки были такими сжатыми, потому что мы все делали в первый раз. Если бы у нас была сразу готовая смета, полностью подтвержденные артисты… Всех нужно было найти, собрать, провести переговоры – это все занимает время: мы выходим к артисту с предложением по сценарию, он уходит думать (кто-то думал два дня, кто-то – три недели), а потом говорит, что график не совпадает, и мы ищем актера дальше», – рассказывает Чупракова.
«Мне лично было очень важно, чтобы получилось красивое событие в жизни зрителя, – подчеркивает она. – Наверное, поэтому мы так сильно в это во все вложились: партнеры – финансами, мы – своими силами. Мы действительно могли пойти более простым путем, но мы его не выбрали, в итоге мы создали спектакль, который может жить еще долгие годы».
Развитие партнерства
После премьеры спектакля в ДК им. Зуева Центр Вознесенского предложил Фонду «Бюро добрых дел» записать альбом музыки из спектакля.
Кейс подготовлен в рамках проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики» при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы.