«Фехтование привлекает детей тем, что это индивидуальный вид спорта. В детском доме они устают от того, что все время находятся в большом потоке, среди других детей. А в фехтовании у них есть возможность показать себя», — объясняет 24-летняя фехтовальщица и волонтер-наставник благотворительной организации «Пристань» Анастасия Машкина.
Сама Анастасия пришла в фехтование, когда ей было девять лет. По ее словам, это произошло «случайно», несмотря на то, что ее папа был кандидатом в мастера спорта по фехтованию на рапирах. В детстве девочка пробовала футбол, баскетбол, бальные танцы, дзюдо. Потом загорелась желанием пойти на большой теннис. Но тут отец узнал, что в Тюмени, где жила семья, есть секция спортивного фехтования.
«Перед первой тренировкой папа показал мне основные движения – и я пришла уже подготовленная: знала, как нужно держать руки, как двигаться в фехтовальной стойке. Тренер была удивлена. Фехтование мне очень понравилось – во-первых, это активный вид спорта. И еще у нас с отцом появилось больше тем для общения».
Еще Анастасии понравились красивые белые костюмы фехтовальщиков. Изначально белый цвет был нужен, чтобы считать уколы: на кончик рапиры или шпаги наносили краску, и когда человек попадал в соперника, на белой курточке оставалась краска. В середине прошлого века появилась специальная аппаратура для подсчета уколов, но белые костюмы уже закрепились.
Красивая форма привлекает и подопечных Анастасии – детей из детского дома №11 в Санкт-Петербурге. «Оружие, экипировка – им хочется все это попробовать, прочувствовать. Если мяч они видят в школе и на улице, то шпага – это сразу что-то необычное». При этом фехтование, говорит Анастасия, довольно безопасный вид спорта: защита надежная, костюм плотный, проткнуть его невозможно.
«Подрасту, буду зарабатывать много денег и стану наставником»
Сейчас Анастасия учится в Санкт-Петербурге на инженера-конструктора, но продолжает заниматься фехтованием: состоит в университетской команде по спортивному фехтованию и в сборной Тюмени, ездит на соревнования.
О детях-сиротах она раньше ничего не знала – какая там система, как там живут дети, уделяют ли им воспитатели достаточно времени? Но потом посмотрела документальный фильм Елены Погребижской «Мама, я убью тебя» о жизни воспитанников коррекционного интерната.
«В конце фильма Елена сказала: чтобы помочь, не обязательно брать ребенка из детского дома – можно стать наставником, волонтером. Я загорелась идеей помогать детям-сиротам: думала, подрасту, буду зарабатывать много денег и стану наставником».
В ноябре 2020 года друзья позвали Анастасию на встречу с сотрудниками благотворительной организации «Пристань», который больше 20 лет помогает детям-сиротам. Там рассказали, что у организации есть программа спортивного наставничества «Больше, чем спорт» – и можно стать наставником ребенка из детского дома.
После встречи Анастасия подошла к директору по развитию «Пристани» Ирине Лимоновой и сказала, что подрабатывает тренером по фехтованию и хотела бы помогать детям. В программе «Больше, чем спорт» тогда были два вида спорта – футбол и пляжный волейбол.
Весной 2021 года Анастасия и ее коллега Ксения пришли в петербургский детский дом с открытым уроком: принесли оборудование и костюмы, показали детям несколько приемов, предложили пофехтовать. Детям понравилось, и в программу добавили фехтование. Благотворители закупили защиту, костюмы, перчатки, маски, шпаги – и занятия начались.
«Если ты что-то обещаешь детям, ты должен выполнить»
Вот уже три года Анастасия дважды в неделю ездит в один из детских домов (сейчас он называется Центр содействия семейному воспитанию – прим. ред.) Санкт-Петербурга – провести тренировку и пообщаться с подопечными.
«Спорт – это инструмент нашего общения. В первую очередь мы – наставники, не только тренируем детей, но проводим с ними время, учим общению, чтобы они умели достигать поставленных целей, были уверенными в себе. Мы часто проводим время в нашей штаб-квартире – там мы показываем детям квартирные условия, ходим вместе в магазин за продуктами, готовим разные блюда, играем в настольные игры и смотрим соревнования на большом телевизоре», – говорит наставник.
Фото: Лиза Жакова
На занятия к Анастасии приходит десять детей от 9 до 15 лет, к ее коллеге Ксении – еще десять. Мальчиков, как правило, больше. Благодаря фехтованию дети развивают в себе силу, ловкость, координацию движений и гибкость. Этот вид спорта, говорит Анастасия, часто сравнивают с шахматами: успех там во многом зависит от умения выбирать верную тактику и чувствовать соперника. «Фехтование развивает интеллект, а не только мышцы. Это удивительный, техничный и романтичный вид спорта», – уверена она.
На тренировки дети приходят с разной мотивацией: кому-то просто хочется занять себя чем-то в свободное от учебы время, кто-то – ищет любимое дело жизни. Анастасия показывает видео, где дети делятся впечатлениями от занятий: 11-летний Миша объясняет, что фехтование ему нравится тем, что оно «не похоже ни на один другой вид спорта», а 13-летний Егор говорит про «энергию и позитив».
«На тренировке я смотрю на настроение детей. Если вижу, что у них много энергии, и ее нужно куда-то выплеснуть – мы не станем разбирать новые движения, я лучше дам им специальные упражнения на наработку силы и выносливости. А бывает, что дети начинают делиться своими эмоциями, и тогда мы можем всю тренировку разговаривать. Один вдруг расскажет, что сегодня пятерку в школе получил – и второй тоже начинает делиться. Тогда я понимаю, что сегодня они разговорчивые, и начинаю спрашивать других, что у них произошло за день. У нас есть четкий план работы, но мы его меняем в зависимости от настроения детей», – рассказывает Анастасия.
Дети часто хотят выговориться. Они могут написать или позвонить своему наставнику в любое время и поделиться своими проблемами, и тот всегда постарается помочь. При этом открываются дети с опытом сиротства сложно: многие из них сталкивались с предательством взрослых. Поэтому Анастасия и другие наставники взяли за правило: если что-то обещаешь детям – выполняй.
«Однажды я учила их самостоятельно разминаться: это важно для соревнований. Сказала: кто запомнит все упражнения, получит от меня шоколадку. Они все сделали – на следующую тренировку я принесла шоколадку. Если ты что-то обещаешь детям, ты должен выполнить. Лучше пообещать меньше и сделать больше, чем наоборот».
Анастасия часто рассказывает детям о своих тренировках. «Недавно мы отрабатывали с моим тренером новую связку перед соревнованиями, у меня не получался один прием, и я попросила детей помочь мне его разучить. Им очень понравилось: “Анастасия Владимировна, мы хотим, чтобы вы нас научили этому приему”».
Чтобы быть хорошим наставником, Анастасия регулярно читает литературу по психологии, смотрит интервью по теме, спрашивает совета у других тренеров-наставников программы. Еще когда только пришла в фонд, она посещала тренировки коллег-наставников, смотрела, как они выстраивают процесс и общаются с детьми. Если понимает, что не может справиться в одиночку, – обращается к психологам фонда, чтобы вместе разобрать сложную ситуацию. Например, у детей бывают межличностные конфликты: что-то не поделили, кто-то на кого-то обиделся. Иногда выяснение отношений может начаться прямо на тренировке.
«Или бывает так, что ребенок пришел не в настроении, сидит в углу – тогда я разговариваю с ним, предлагаю отдохнуть. Самое главное – не бросать таких детей одних и обязательно подходить к ним, уделять внимание».
Занимаясь фехтованием, дети становятся более открытыми к общению, у них появляется интерес к занятиям, они спрашивают: как фехтование мне поможет в дальнейшей жизни? Некоторые, говорит наставник, «очень растут» в фехтовании, хотят учить новые движения и показывать свой стиль в спорте.
Выпустившись из детского дома, ребенок может продолжать тренировки, ездить на турниры или просто приходить повидаться с наставником и друзьями. Анастасия рассказывает, что недавно на турнир по фехтованию приходили два выпускника: один мальчик поступил в колледж после 9-го класса и живет в общежитии, второго приняли в семью. Дети рассказывали о своей новой жизни.
Наставничество изменило и саму Анастасию:
«За три года в организации «Пристань» у меня появилось чувство сострадания к детям: я проникаюсь их судьбой, стала более эмпатичной».
Фото: Лиза Жакова
Одна из воспитанниц Анастасии, которую забрали в приемную семью, недавно написала, что они переехали из Санкт-Петербурга в небольшой город в Ленобласти. Девочка сообщала, что приемные родители нашли секцию фехтования, и она собирается продолжить занятия.