Право людей с инвалидностью на реабилитацию и абилитацию закреплено в федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ». В прошлом году в него были внесены изменения: Госдума приняла закон, устанавливающий понятие комплексной реабилитации и абилитации. Теперь документ предусматривает не только формирование системы необходимых для реабилитации человека услуг, но и межведомственное взаимодействие всех участников.
Закон вступает в силу с 1 марта 2025 года. Как он будет работать, должен прояснить порядок сопровождения людей с инвалидностью в рамках прохождения комплексной реабилитации и абилитации, проект которого разработало Министерство труда России.
Кто и как будет сопровождать людей с инвалидностью во время реабилитации и какие вопросы вызывает проект? АСИ разбиралось вместе с юристом фонда борьбы с инсультом ОРБИ Марией Бойко и президентом фонда «Без Барьеров» Светланой Носачевой.
Что такое комплексная реабилитация и абилитация?
Реабилитация представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей человека к бытовой, общественной, профессиональной и другой деятельности. Абилитация — формирование недостающих способностей.
Новая версия закона устанавливает понятие «комплексная реабилитация и абилитация», которое подразумевает оптимальное для каждого человека сочетание мероприятий и услуг, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности человека в целях его социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество.
Комплексная реабилитацию включает в себя несколько направлений: медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение, протезно-ортопедическую помощь, профессиональную, социальную, социокультурную и физическую реабилитацию, обеспечение техническими средствами реабилитации (ТСР), а также новое направление — раннюю помощь детям и семьям. Под последним подразумевается помощь детям от рождения до трех лет, которые имеют ограничения жизнедеятельности или риск их развития.
Комплекс необходимых для реабилитации каждого человека услуг устанавливает медико-социальная экспертиза в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) при установлении инвалидности.
«И вот человек выходит из бюро МСЭ со справкой, ИПРА и не понимает, что делать дальше. Разработанный Минтрудом порядок как раз должен ответить на насущные вопросы тех, кому впервые установлена инвалидность или кому тяжело ориентироваться в процессе реабилитации в связи с перенесенным заболеванием, — объясняет юрист фонда ОРБИ Мария Бойко. — Например, у людей, которым установлена инвалидность после перенесенного инсульта, могут наблюдаться проблемы с речью, им сложно выражать свои мысли. В таком случае сопровождение при оказании услуг реабилитации должно им помочь.»
Фото из личного архива
Важно заметить, что получить сопровождение — «постоянную или частичную постороннюю помощь» — смогут люди с II степенью ограничений (частично или полностью контролируют свое поведение при помощи другого человека) или III степенью ограничений (не контролируют свое поведение) одной или нескольких сфер жизнедеятельности, например, передвижения, ориентирования или общения. Это также определяет медико-социальная экспертиза.
Кто будет отвечать за сопровождение?
Контролировать процесс сопровождения будут органы исполнительной власти субъекта. Как объясняет Мария Бойко, в разработанном порядке роли распределены между четырьмя участниками: бюро медико-социальной экспертизы, органами Социального фонда России, реабилитационными организациями и общероссийскими общественными организациями, которые защищают права людей с инвалидностью или занимаются их реабилитацией. Причем они должны наладить межведомственное взаимодействие.
Также в документе указано, что участники сопровождения могут привлекать к своей работе волонтерские организации, а в реабилитации участников СВО, получивших инвалидность, может задействоваться государственный фонд «Защитники Отечества».
Светлана Носачева, руководитель фонда «Без Барьеров», подчеркивает, что представленный Минтрудом порядок включает в процесс сопровождения не весь перечень НКО.
«Непонятно, почему не все виды некоммерческих организаций, у которых в уставе прописана деятельность по поддержке или реабилитации людей с инвалидностью, могут участвовать в их сопровождении. В стране работает множество АНО, ассоциаций, которые предоставляют услуги людям с инвалидностью. Но по форме они не общественные организации, поэтому им помогать нельзя.»
Фото из личного архива
У «Без Барьеров» есть программа «Центр защиты прав инвалидов», там занимаются правовым просвещением граждан в области социальной защиты: проводят юридические консультации, организуют вебинары, публикуют на сайте статьи-разборы. Это первый в России подобный центр. На вопрос «Сможет ли фонд, согласно порядку, участвовать в сопровождении людей с инвалидностью?» Носачева отвечает: «Не знаю, трудно сказать».
Что подразумевает сопровождение?
Как отмечает Мария Бойко, в порядке в основном идет речь об информационном сопровождении.
Согласно документу, сопровождение бюро медико-социальной экспертизы включает индивидуальную информационную и консультативную помощь и предоставляется человеку в беззаявительном порядке. Специалисты МСЭ будут отвечать на вопросы о том, как получить необходимые для реабилитации услуги, помогать в подборе технических средств реабилитации, а при наличии специального кабинета обучать людей с инвалидностью их использовать. От сопровождения можно отказаться или его возобновить, если написать заявление.
Сопровождение Соцфонда России также включает информационную и консультативную помощь, в которой люди с инвалидностью смогут узнать о способах получения технических средств реабилитации и возможностях проезда к месту, где находится организация, выдающая ТСР, и обратно. Порядок обращения также беззаявительный.
Чтобы получить помощь реабилитационных и общественных организаций, человеку нужно подать заявление. Сопровождение обоих снова включает информирование и консультирование вопросам прохождения реабилитации и получения ТСР. Также они могут осуществлять «помощь организационного характера» — формирование индивидуального реабилитационного маршрута для реализации ИПРА — и «помощь ситуационного характера» при заключении договоров на прохождение мероприятий.
«Такая помощь может понадобиться, если человеку назначен курс реабилитации, у него есть индивидуальный реабилитационный маршрут, и он хочет получить информацию по определенным услугам этого маршрута», — добавляет Бойко.
Однако Светлана Носачева заявляет, что не увидела в разработанном порядке сопровождения ничего нового. «Нет никакого сопровождения, кроме информационного. В принципе все это человек с инвалидностью может прочитать в интернете или узнать, позвонив на горячую линию», — добавляет она.
Руководитель «Без Барьеров» отмечает, что в порядке Минтруда ничего не предусмотрено для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, хотя они особенно нуждаются в реальном сопровождении.
«Колясочники нуждаются не только в консультации, но и чтобы им кто-то помог коляску передвинуть, где-то подняться — пандусы бывают крутые — помог составить дорожную карту. Например, в Москве есть доступный транспорт — про другие регионы мы умолчим — но не все люди могут им воспользоваться, потому что они просто не знают, как доехать от дома до МСЭ или реабилитационного центра. Для этого нужен человек, который первоначально поможет составить дорожную карту, маршрут. Иногда опорнику нужно реальное сопровождение в самом реабилитационном центре, потому что не каждый до прохождения реабилитации, может себя обслуживать», — комментирует Носачева.
Также она обращает внимание на пункт об «обеспечении условий доступности» реабилитационными и общественными организациями.
«Вот приехал человек, а там ступенька, даже одна. И как обеспечить доступность? Они с собой пандус должны привезти?», — говорит Светлана Носачева.
Информационная и консультативная помощь — поддержка людей с инвалидностью, но в ходе обеспечения комплексной реабилитации и абилитации она кажется недостаточной. Порядок сопровождения в связке с законом начнет работу 1 марта 2025 года. Пока он вызывает вопросы у экспертов. Как отмечает Носачева, когда порядок заработает, их будет еще больше.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.