Новости
Новости
11.12.2024
10.12.2024
09.12.2024
18+
Статьи

Беги, узнавай, помогай: как устроены спортивные краеведческие квесты

Автор АСИ провела один день с командой проекта «Бегущий город» и попыталась разобраться, как краеведческие игры помогают исследовать город с точки зрения истории и урбанистики, участвовать в решении социальных проблем и интересно проводить время.

Фото: Алиса Чемаданова / АСИ

Спортивные краеведческие квесты могут быть организованы по-разному: в формате пешей прогулки, забега, катания на сапах, роликах или велосипедах. Обычно цель таких квестов — рассказать об интересных фактах из истории города или другой местности в игровом, спортивном формате. Организуют квесты музеи, библиотеки, волонтерские и некоммерческие организации.

Как НКО взаимодействуют с аудиторией с помощью спортивных краеведческих активностей

Некоммерческие организации используют форматы спортивных краеведческих активностей — квесты, игры, беговые и велоэкскурсии — для привлечения новой аудитории, фандрайзинга, чтобы в нестандартной форме рассказать о себе и своих проектах, а иногда и поменять отношение общества к табуированным темам. 

Так, несколько лет назад «Ночлежка» проводила квест-экскурсию по Петроградской стороне Петербурга, где можно было пройтись по необычным дворам и культовым местам города, а заодно помочь бездомным людям. А Центр адаптации и развития «Изумрудный город», который поддерживает людей с ментальными особенностями, организовал в Москве благотворительный квест по местам действия романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Благотворительный фонд развития инклюзии в спорте «Больше чем можешь» проводит беговые экскурсии «Беги и слушай!». Такой формат сочетает в себе краеведение, спортивную активность и фандрайзинг. Перемещаясь по Парку Горького, маршруту Московского марафона или ВДНХ, спортсмены слушают лекции от ведущих экспертов, а затем могут сделать пожертвование в пользу фонда.

«Благодаря таким играм открываешь для себя город заново»

За 20 лет существования проекта «Бегущий город» его организаторы создали множество разновидностей и форматов игр, но неизменным осталось одно — стремление познакомить участников с городом, привлечь к краеведению и урбанистике. 

Игра «В тени островов» в Санкт-Петербурге стартует от станции метро «Крестовский остров» и охватывает все соседние острова. Каждая команда может проходить маршрут в течение удобного для себя времени, ограничений по выбору способов перемещения также нет.

Мы с фотографом спускаемся в вестибюль, чтобы начать маршрут вместе с командами. Именно здесь они получают свое первое задание: сделать фотографию на фоне одной из размещенных на стенах мозаик и узнать о ней подробнее. 

На станции знакомимся с семьей Богомоловых, для которых эта игра уже четвертая. Родители, две их взрослые дочери и друг одной из девушек получают задания на все время игры и начинают изучать.

Пока они разгадывают загадки, изучают карту и пытаются найти ответы на вопросы, которые подскажут им, куда двигаться дальше, пытаюсь понять, кто еще из расположенных рядом людей также участвует в игре. Почти на всех скамейках поблизости можно увидеть тех, кто внимательно смотрит в телефон. Чуть позже мы узнаем, что практически все они участвуют в «Бегущем городе».

«Обычно ты все время куда-то бежишь, не замечая ничего вокруг. А благодаря таким играм открываешь для себя город заново. Участвуя в квесте по Ладоге, мы проехали много населенных пунктов, в которые теперь хочется вернуться. Эти маленькие городки и поселки очень уютные, нам там очень понравилось», — рассказывает Татьяна Богомолова

Фото: Алиса Чемаданова / АСИ

Активная фаза игры начинается не сразу: наша команда решила сначала изучить все задания, чтобы сформировать оптимальный маршрут. Чуть позже вместе с ними мы перемещаемся на Кемскую, 8/3, где можно получить комплект необходимых стартовых материалов и узнать кодовое слово. Здесь расположена Библиотека Кировских островов, так что участники могут перевести дух, подзарядить телефон, поболтать с организаторами и познакомиться друг с другом.

Составы команд разные: тут есть и большие веселые компании молодых ребят, для которых «Бегущий город» нечто новое, и пары в романтических отношениях, и хозяева со своими питомцами, и бывалые игроки с большим опытом, и даже целые семьи.

Участница команды «125» Ирина рассказывает мне, что играет уже более 10 лет, не раз вместе со своей подругой выезжала ради игр в другие города, чтобы посмотреть интересные для себя места. И каждый раз организаторы удивляют чем-то новым, прежде всего по содержанию игры. Каждое задание заставляет участников использовать свои знания по истории, географии и литературе, подключать смекалку и навыки ориентирования на местности. А сами точки на карте подбираются таким образом, чтобы команды могли еще и наслаждаться маршрутом, получать удовольствие от прогулочных зон. 

Так, например, командам предлагают найти сокровища, отгадать полуостров с восточной стороны объекта и просят «не дать мыслям ни о теле, ни о душе их запутать». Так загадка намекает на больницы и церкви, которые на картах отмечают крестами, как и сокровища на пиратских картах. А сокровищем оказывается ковыль на Крестовом пруду в Приморском парке Победы.  

Пока ходим по Крестовскому острову вместе с семьей Богомоловых, время от времени встречаем другие команды. До старта участники не знают ни точек, ни тем более загадок. В этой игре нет соревнования по времени, поэтому участники передвигаются без спешки, а расстояния приходится преодолевать приличные. Но при этом участники узнают много интересного.

Даже если ты давно живешь в городе, все равно делаешь для себя новые открытия. Например, я впервые замечаю, что над входом в павильон набережной Большой Невки написана фамилия Эгесторф: чуть позже узнаю, что здесь в начале XX века проходила строительно-художественная выставка и была представлена фирма «Бодо Эгесторф», которая активно тогда работала в Петербурге. Или что Кронверкский проспект раньше носил имя Максима Горького.

«Есть люди, которые играют много лет и потом приводят в проект свои семьи, детей и друзей»

Проект «Бегущий город» существует за счет взносов самих участников — это позволяет команде сохранять независимость от спонсоров, ориентироваться прежде всего на краеведческие и урбанистические задачи.

Каждая игра проекта уникальна и никогда не повторяется. Обычно мероприятие готовится в течение полутора или двух месяцев, над игрой работают три-четыре автора, а также отдельная группа людей, которые придумывают загадки, и еще дизайнеры, верстальщики, тестировщики, координаторы, волонтеры, помогающие с проведением: это могут быть как студенты, так и люди постарше.

Сегодня проекту удается выпускать примерно по три-четыре игры в месяц — по одной в Петербурге и в Москве, а также в других городах. Есть маршруты, которые необходимо преодолевать на скорость, причем по-разному: пешком, бегом, на велосипедах, роликовых коньках, хилисах (кроссовки со вставленными в них колесами. — Прим. АСИ), самокатах и унициклах. Есть несколько маршрутов, где можно пользоваться общественным транспортом.

Проект охватывает разные города и страны — везде, где говорят на русском. Наибольшее количество участников — из Москвы и Санкт-Петербурга, жители столиц нередко отправляются в туристические — или пока не очень — места вместе с проектом. Так узнать и исследовать новый город получается быстрее, эффективнее и интереснее. Кроме того, это привлекает в него туристов из других городов, способствует популяризации культуры и истории.

Большие ежегодные игры, объединяющие много разных маршрутов, по масштабу похожи на фестивали: так, в апреле 2024 года в Москве прошел очередной «Бегущий город», который собрал около семи тысяч человек. 

И несмотря на то что организаторы не делают специальных шагов по культивированию сообщества вне игр, в комьюнити всегда есть люди, которые играют много лет и потом приводят в проект свои семьи, детей и друзей.

«Мы существуем почти четверть века, были первыми и поначалу единственными, привлекающими внимание в игровой форме к тому, что потом назовут урбанистической повесткой, — говорит Игорь Голышев, основатель и руководитель проекта ”Бегущий город”. — Сейчас это общественная норма. Но у нас накопилось достаточное экспертизы в области игрофикации, есть запал на эксперименты в смежных жанрах, мы продолжаем развиваться.

И думаю, всегда найдется то, что еще можно сделать, плюс периодически мы сами становимся своего рода хабом, поддерживая другие проекты. Так было, например, с “Чистыми играми”, с которыми мы делились опытом. Есть прямые аналоги, время от времени мы видим инициативы, которые, напротив, противопоставляют себя “Бегущему городу”. Но как бы они себя ни позиционировали, явление все равно выигрывает. Аудитория, готовая разговаривать с городом в игровых форматах, все равно оказывается в плюсе».

Формат, подобный игре «В тени островов», — один из самых популярных: такие квесты с тематическими краеведческими загадками и ориентированием на местности проводятся по всей стране. Во время игры организаторы помогают участникам: встречают на ключевых точках, общаются и поддерживают.

«Люди привыкли к тому, что в их календарях есть такие даты. Человек может пять лет не касаться этой темы, вырастить ребенка, двух, а потом прийти и снова влиться в проект. Особенно всем интересны большие события, туристический фактор. Чем больше город на слуху, тем больше вероятность того, что в нем соберется как можно больше людей», — добавляет Игорь.

В игре «В тени островов» в Санкт-Петербурге приняли участие 172 команды, 92 из них прошли в финал. В их числе команда семьи Богомоловых.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике