Новости
Новости
06.09.2024
05.09.2024
04.09.2024
18+
Статьи

Мария Афонина: «Занимаясь благотворительностью, мы прежде всего делаем мир лучше вокруг себя»

5 сентября весь мир праздновал День благотворительности. Президент организации «Журавлик» – о снижении числа пожертвований и последствиях этого спада.

Мария Афонина. Фото предоставлено БО "Журавлик"

За последний год мы наблюдаем снижение пожертвований, которое составляет примерно 45%.

Во-первых, на это сильно повлиял уход больших компаний, которые были основными донорами некоммерческих организаций. Так, с российского рынка ушел спонсор нашей горячей линии психологической поддержки по вопросам травли, который помог нам в 2021 году открыть и запустить линию, а потом в течение длительного времени оплачивал техническое ее обслуживание и работу специалистов.

45%
составляет снижение пожертвований в БО «Журавлик» по оценкам специалистов организации.

После ухода этой компании нам повезло познакомиться с еще одной крупной компанией, которая разделяла наши ценности в борьбе с травлей и стала нашим основным спонсором. Благодаря этой поддержке мы смогли сохранить работу нашей горячей линии, сделали новый сайт программы «Травли NET» и наладили работу нашей образовательной платформы «Гнездо». К сожалению, в этом году эта компания не сможет поддерживать нас в прежнем объеме. И мы снова находимся в поиске основного спонсора.

Во-вторых, фокус благотворительности смещается. Я объясню. Школьная травля и кибербуллинг существуют давно, но системного решения этих проблем до сих пор нет. Детей продолжают травить, родители по-прежнему не понимают, как реагировать, а педагогов не учат, как работать с травлей. 

Но сегодня общество столкнулось с более заметными проблемами. Люди жертвуют жителям приграничных районов, пострадавшим от наводнения, жертвам теракта и др. 

Оговорюсь: это очень важно, поскольку этим людям действительно требуется помощь и поддержка всех нас. Но на этом фоне все сложнее убедить общество, что и проблемой школьной травли необходимо заниматься. У людей меняются приоритеты, в сфере благотворительности появляются другие запросы, на которые люди больше обращают внимание, из-за чего происходит отток пожертвований. 

В-третьих, сейчас заметна тенденция на отписки от рекуррентных платежей, хотя они очень важны в частном фандрайзинге, так как позволяют планировать деятельность с опорой на ежемесячное поступление денег. Особенно сильно страдают компании, где на долю бюджета приходилась большая часть именно этих платежей.

В-четвертых, количество разовых пожертвований от физических лиц тоже заметно снизилось. Общая экономическая нестабильность в стране и мире сказывается на доходах людей, что заставляет их пересматривать свои расходы, включая благотворительные взносы. Каждое уменьшение этой поддержки ощутимо влияет на наши возможности.

Падение пожертвований сейчас наблюдается у многих НКО – мы это обсуждаем в благотворительном секторе и делимся своими тревогами, а также смотрим результаты исследований и опросов. 

Мы сходимся во мнении, что это происходит из-за общей неопределенности и экономических трудностей. Мы все живем во время глобальных кризисов, будь то пандемия, инфляция и другие факторы. В такие времена люди становятся более осторожными в своих расходах, и благотворительность часто оказывается самой первой статьей бюджета, которую они сокращают. Но снижение частных пожертвований и поддержки бизнеса напрямую влияет на нашу способность реализовывать программы и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Нам приходится сокращать проекты, урезать бюджеты или даже временно приостанавливать некоторые инициативы.

Фото предоставлено БО «Журавлик»

Мы не можем планировать развитие нашей деятельности, нанимать экспертов, обучать специалистов, создавать новые образовательные и просветительские материалы и быстро подстраиваться к новым условиям из-за отсутствия ресурсов.

Нам очень важно продолжать свою работу, потому что мы видим, как поменялось отношение общества к проблеме травли за то время, как мы занимаемся этой темой. 

От точки А «травли не существует» мы перешли через точку Б «травля есть, но мы не знаем, что делать» и движемся к точке В «есть инструменты, которые реально работают, мы готовы пробовать»

Жалко бросать дело, которое приносит ощутимые результаты. Особенно обидно это именно сейчас, когда мы вышли на действительно качественно новый уровень: выстроили систему работы адресной помощи, запустили комплексную программу профилактики травли, начали проводить обучающие программы.

В настоящий момент мы не повышаем зарплату нашим сотрудникам, не берем новых экспертов, сокращаем работу по программе профилактики подростковых суицидов вследствие травли. Надеемся, что нам не придется приостанавливать работу по программе «Травли NET», снижать зарплату или сокращать сотрудников. 

Мы стараемся искать новые источники финансирования, пересматривать стратегии работы с крупными донорами, искать новые способы коммуникации с частными донорами. Но, конечно, дело идет непросто.

Я хочу сказать, что благотворительные организации действительно помогают обществу решать актуальные проблемы, будь то помощь детям с тяжелыми заболеваниями, поддержка бездомных или работа с травлей.

Помогая нашей организации, люди в итоге делают жизнь своих же детей более безопасной и спокойной. А занимаясь благотворительностью в целом, мы прежде всего делаем мир лучше вокруг себя: вкладываемся в развитие новых программ, развитие науки и повышение экспертизы специалистов в какой-либо сфере. 

Мы уверены, что умеем хорошо работать с травлей и многое знаем о системной профилактике. Мы готовы передавать наши знания родителям и педагогам, помогать детям и подросткам, которые стали жертвами травли и не знают, куда обратиться. Мы каждый день видим, что наша работа приносит результат. Нам пишут слова благодарности не только родители и дети, но и педагоги, психологи и представители школьной администрации. 

Нам, как и другим организациям, очень важно продолжить нашу работу! 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике