Когда речь заходит о буллинге, важно сказать, что его лучше предотвратить, чем работать с последствиями. А в случае со школой ответственность всегда будет лежать на учителе. Помните: все и всегда будут винить учителя, даже школьная администрация, которой важно найти, простите, «козла отпущения».
Приведу несколько советов, как можно избежать травли в классе.
Начнем с истоков. Очень многое зависит от того, как учеников встречает учитель. Важно быть очень внимательным при знакомстве: ни в коем случае не коверкайте имя и не перевирайте фамилию ученика.
Ошибка в имени (особенно от учителя) моментально становится дразнилкой и прозвищем. Если все-таки это произошло — извинитесь перед всем классом перед ребенком.
Это может показаться пустяком. Но в моей практике дети постоянно приходят и, рыдая навзрыд, рассказывают, как их дразнят в школе. Начинаешь спрашивать, с чего все пошло, и оказывается, что учительница неправильно прочитала фамилию на перекличке.
Объясню. Имя для ребенка (особенно в начальных классах) — это его неотъемлемая часть, его понимание своего места в мире, его личная идентичность. В этом возрасте ребенок как бы срастается со своим именем, и поэтому любое искажение ощущается как чуть ли не физическая боль.
Фото из личного архива Светланы Боровой.
Иногда полезно спросить у самого ребенка: «А как тебя называют родители дома? Как тебе больше нравится?». Если он ответит «Савелий», не нужно называть его «Саввой». Такой вопрос, заданный при всем классе, поднимает ценность ребенка и в своих глазах, и в коллективе.
Организуйте все процессы в классе. Если у вас появился новенький, не позволяйте детям показывать, что ему здесь не рады. Твердо рассаживайте по партам всех, включая новенького, самостоятельно. Ребенка не должны прогонять с парты на парту его же одноклассники.
Далее. Фактически сразу, чуть ли не с сентября, в классе, к сожалению, возникает институт любимчиков. С ним максимально необходимо бороться.
Понятно, что мы все неосознанно выбираем тех, кто нам больше нравится по каким-то параметрам. У учителей, конечно, это ученики, с которыми меньше проблем. Менее шумный, более удобный, более сообразительный. Зачастую любимчиком становится ребенок богатых родителей.
Как только дети начинают понимать, что кого-то выделяют, — а дети это очень хорошо распознают — все, пиши пропало. Ученики видят, кого больше похвалили и выделили, как посмотрел учитель, какое замечание сделал и кому именно. Особенно, если учитель произносит фразы из разряда «ну вот опять ты», «чего еще от тебя ждать», «разве ты можешь сделать что-то хорошее» и так далее.
Часто бывает такое, что ребенок слишком шумный и слишком активный. Ну сложно ему свыкаться со школьными правилами. Возможно, у ребенка СДВГ, и ему внезапно нужно смирно сидеть 45 минут на трех-четырех уроках. Физически это очень тяжело.
Избегайте, не побоюсь этого слова, сегрегации детей на удобных и неудобных. Все дети разные. Подавляющее большинство из них не пытаются вам насолить и «сорвать урок».
Потому что такое разделение приводит к тому, что вы автоматически обвиняете во всех грехах неудобных детей, не разобравшись в ситуации. Кто-то разбил стекло в классе? Естественно, это Миша, наш главный хулиган и простофиля. А если это всеобщая любимица Танечка? Всякое ведь бывает, а вы уже перед всем классом обвинили Мишу.
Фото из личного архива Светланы Боровой.
Еще один совет — не нужно громогласно обвинять ребенка в вашем личном неуспехе. Учителя любят говорить на родительских собраниях: «Мы не успели пройти тему, потому что Алиса весь урок баловалась!». Как только это произносится, все — теперь в травлю включены и родители.
Такие ситуации иногда доходят до абсурда: родители начинают внутри семьи обсуждать «плохого» одноклассника и просят своего ребенка следить за ним. Дети начинают снимать ученика на видео, гиперболизировать события и чрезмерно жаловаться из-за любой мелочи ради одобрения.
Тема для отдельной статьи — школьная дезадаптация. На всевозможных конференциях выдающиеся психологи, профессора, академики говорят о том, что в Минобре забыли про возрастную психологию. Это видно по тому, насколько часто мы, психологи, начали вытаскивать детей из неврозов. Доходит вплоть до психосоматики!
И все равно учителя не идут ни на какое сотрудничество. Представьте: ребенок с дислексией делает 20 ошибок в тексте. С ним занимается психолог, нейропсихолог, дефектолог, и через месяц ребенок начинает делать уже не 20, а 10 ошибок. Но он все равно получает ту же самую двойку в журнал.
Я понимаю, что уклад в наших школах таков, что у учителя за всей бумажной волокитой не остается времени и сил проявлять себя как педагога. Поэтому очень многие говорят: «Ну какой тут может быть индивидуальный подход! У нас 40 учеников в классе, нам бы всех их научить!».
Сейчас это скорее беда учителей, а не их вина. По-хорошему наших учителей нужно жалеть и оберегать. Но ведь с другой стороны, врач областной больницы не может так сказать! Не может лечить абсолютно всех пациентов одним анальгином.
Да, учитель не может поставить хотя бы тройку за 10 ошибок в тексте, потому что таков образовательный стандарт. Но он ведь может проявлять внимание к каждому ребенку, давать каждому из них возможность показать себя с лучшей стороны.
Это главный рецепт против буллинга. У всех детей есть сильные и слабые стороны. Сильные необходимо подчеркивать и выделять. Дети, которые не блещут в каких-то школьных предметах, прекрасно проявляют себя в других вещах: в активных играх, спортивном ориентировании, дрессировке собак, музыке, организации чего-либо, чтении стихов.
Посвящайте классные часы сближению детей. Спрашивайте, кто чем занимался на выходных, хвалите каждого ученика. Дети узнают друг о друге то, чего не могут узнать в школьных стенах. Они находят общие интересы и уже не смотрят волком на кого-то, кто всего час назад казался им совсем из другой вселенной.
В социальной психологии в свое время проводились очень интересные эксперименты. Их результаты показывали, что неприятие чужаков напрямую связано с незнанием. То есть чем меньше мы знаем об объекте травли, тем больше мы ей подвержены.
Чтобы избежать этого «незнания», давайте задания мелким группам детей, и постоянно их перемешивайте. Это не должны быть группы из уже состоявшихся друзей. Например, вы знаете, что Паша хорошо разбирается в ботанике. Добавьте к нему в группу хоккеиста Володю и любительницу математики Свету и попросите сделать совместный гербарий. Это позволит Паше выделиться и научить одноклассников чему-то новому. Поздравляю, вы создали что-то общее между тремя совершенно разными детьми!
Фото из личного архива Светланы Боровой.
Еще важный момент: учитель ни в коем случае не должен делегировать свои полномочия кому-то одному из класса. Условно: «Машенька, ты у нас отличница, я выйду, а ты последи, чтобы все вели себя хорошо». В этот момент начинается кристаллизация травли, потому что Машенька, которой будет помогать ее компания друзей, обязательно будет делать замечание о какой-нибудь Настеньке.
Все это рано или поздно превратится в некую личную вендетту. Поэтому все дежурства по классу и поручения должны распределяться в совершенно случайном порядке.
Твердо пресекайте любые проявления агрессии. Все дети должны понимать, что это недопустимо. Сами же выступайте как институт справедливости: слушайте обе стороны конфликта и, как мы говорили до этого, не ищите правых и виноватых. И уж тем более — до выяснения всех обстоятельств.
Помните: тех, кого вы не можете похвалить за учебу, можно похвалить за старательность, за какую-то внеклассную деятельность, за физкультурные успехи. Это покажет ученика с лучшей стороны и будет благотворно влиять на общую атмосферу во всем классе.
Как говорил Филипп Филиппович из «Собачьего сердца», лаской, только лаской. Будьте всегда на стороне ребенка. Исходите из интересов ребенка, а не родителей и школьной администрации. Тогда вы будете не только хорошим учителем, но и отличным педагогом.
Записала Дина Ивина
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.