Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Интервью

Андрей Максимов: «Есть множество примеров, когда НКО создают новые туристические продукты»

Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре — о том, как гражданское общество влияет на внутренний туризм, какая роль отводится НКО в этом процессе и какие успешные кейсы уже есть.

внутренний туризм
Андрей Максимов. Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Интервью с Андреем Максимовым выходит в преддверии итогового форума ОП РФ «Сообщество», который пройдет 1–2 ноября в Москве. В течение двух дней эксперты будут обсуждать устойчивое развитие, тенденции некоммерческого сектора, социальные инициативы и другие темы. В том числе внутренний туризм и предложения по его развитию. Подробнее о программе — на сайте форума.

Одна из секций, которую вы ведете на итоговом форуме «Сообщество» в Москве, посвящена развитию внутреннего туризма. Как вам кажется, это направление должно курировать государство или развивать общество совместными усилиями?

Развитие внутреннего туризма — это процесс, который требует объединения усилий государства, бизнеса, активных граждан, некоммерческих организаций, региональных и местных властей. Если один из этих акторов выпадает из процесса, то вряд ли мы можем добиться успеха. 

Если говорить про роль НКО или гражданского общества, то уже есть масса примеров, как некоторые общественные инициативы, которые были изначально направлены на развитие территории, становились заметными и востребованными не только местными жителями, но и туристами. И форматы работы могут быть разными.

Например, житель Калмыкии Бадма Мушкаев занимается своего рода реинкарнацией мифической страны Бумба в одном из периферийных районов республики, где, казалось бы, никакой туризм невозможен. Он организует и событийные активности, и гастрономическую программу, и фольклорные инициативы. В конечном счете тысячи туристов едут в Калмыкию, чтобы увидеть его проект.

Члены клуба военно-исторической реконструкции «Тенгри» в Элисте. Григорий Сысоев / РИА Новости

Другой пример — пожилые люди из села Орлово Архангельской области, которые своими силами переносят избу с одного места на другое (собирают и разбирают ее), делают ее фольклорным центром, который привлекает тысячи туристов. Рядом с избой организуют кузню, для приезжающих проводят колоритные местные застолья. И в этом смысле возрождают деревню и делают ее туристическим хитом Архангельской области. 

Или недавно, например, территориальное общественное самоуправление в Мостовой Слободе в Ульяновске организовало своими силами пляжную зону с каменными стационарными лежаками, расчистило набережную и берег, создав маленький пляжный курорт в одном отдельно взятом ТОСе. Кстати, село Орлово Архангельской области, о котором я рассказывал, — это тоже ТОС по своей организационно-правовой форме. 

В этом смысле есть множество случаев, когда некоммерческие организации создают новые туристические продукты. И не для того чтобы заработать, а чтобы сделать что-то эдакое, интересное, яркое. Индустрия гостеприимства часто рождается от инициативы, которую придумали активные граждане.

Какие инструменты, на ваш взгляд, успешны для развития внутреннего туризма?

Важна, конечно же, государственная поддержка. Она должна касаться улучшения логистики, обеспечения доступности туристических услуг, поддержки предложения и спроса на туристическом рынке. 

Мы знаем, что на протяжении нескольких ковидных лет, когда туризм был сильно ограничен санитарными требованиями, у нас были программы туристического и транспортного кешбэка. Благодаря этому граждане получали возмещение некоторых из тех поездок, которые они совершали.

А авиакомпании тоже получали возмещение за каждый километр при соблюдении определенных условий. И были меры, направленные на формирование спроса даже на социальную поддержку туристов. 

Мы считаем, что такого рода механизмы могут быть возобновлены и в дальнейшем. Если не для всех граждан, то, например, для школьников в период школьных каникул: вполне логично было бы вернуть туристический кешбэк, оплачивая часть стоимости поездки за счет бюджетных средств. 

Такого же рода поддержку могли бы получить, например, и граждане, достигшие пенсионного возраста, или представители многодетных семей. Это нужно для того, чтобы сделать их туристическую поездку доступной, учитывая небольшие доходы или факторы, повышающие стоимость поездки, например — количество малолетних детей в многодетных семьях.

Как некоммерческие организации могут повлиять на развитие внутреннего туризма?

Надо сказать, что сегодня предпринимаются усилия для того, чтобы стимулировать предложения на рынке туристических услуг. Например, существует программа поддержки строительства некапитальных средств размещения, таких как кемпинги и глэмпинги. И они массово появляются на просторах нашей страны. 

внутренний туризм

Дело в том, что многие места (например, берега рек и озер) были менее привлекательны для туристов в условиях, когда все стремились попасть на юг и имели удобную логистику с авиаперелетами. Но сегодня именно в этих местах требуется серьезное развитие туристической инфраструктуры.

Фото: Greg Rosenke / Unsplash

Мы видим усилия государства по стимулированию предложения такого рода. Это, наверное, тоже важный механизм поддержки туристической отрасли, который сегодня активно используется. 

Ну и, безусловно, развитие транспортной инфраструктуры и ее удешевление — это крайне важно для того, чтобы туризм в стране интенсивно рос. Дело в том, что, по разным подсчетам, от 40 и более процентов стоимости туристической поездки — это всегда транспорт. Не случайно очень многие люди переходят сегодня на поездки на собственном автомобиле, потому что перелеты, самолеты, железные дороги, к сожалению, недешевое удовольствие.

В этом смысле развитие региональной авиации, развитие автобусного сообщения, улучшение качества дорог и, конечно же, снижение стоимости всех этих услуг — это то, чем нужно заниматься.

В феврале 2025 года вступит в силу закон о развитии креативных индустрий. Как вам кажется, как он может повлиять на развитие внутреннего туризма?

Креативная индустрия также становится очень важным и заметным фактором развития туризма во многих регионах. Творческий подход к делу всегда стимулирует приток новых туристов в регион. Причем к креативным индустриям у нас относятся, например, народные художественные промыслы, киноиндустрия, гастрономия, музыка. В этом смысле мы видим, что и архитектура, городская среда, появление новых знаковых объектов стимулируют туристический поток. 

Или, например, творческий подход к формированию гастрономических продуктов. Я всегда привожу пример с Владивостоком, который стал сегодня одной из гастрономических столиц. И в качестве некоторых таких фишек — появление шоколадок с морепродуктами, морских сладостей и творческое переосмысление общественного питания. Или возрождение исторической столовой «Не рыдай», которая выглядит как красивое, богато украшенное здание XIX века, но в которой можно поесть совершенно экономично.

В этом смысле мы видим массу примеров, когда гастрономия становится действительно серьезным фактором туристической привлекательности территорий через ее креативное переосмысление.

В Рязани, например, продвижение нового сладкого специалитета — пирожного «Калинник» — стало тоже заметным явлением в развитии туризма. В Якутии или в Пермском крае активное развитие киноиндустрии (например, съемка множества фильмов, таких как «Сердце Пармы», на территории Перми, Пермского края или формирование нового якутского кино) стало фактором туристической привлекательности этих территорий. Уверен, что появление закона о креативных индустриях даст новый импульс не только для развития самых разных креативных активностей, но и собственно интеграции их с туристическими продуктами.

А какие меры поддержки нужны, чтобы НКО, креативные индустрии и социальные предприниматели могли развивать внутренний туризм эффективнее?

Если говорить о некоторых формах поддержки, которые необходимы, мне кажется, правильным было бы возобновление в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» конкурса грантов на поддержку малого и среднего бизнеса и НКО, которые формируют новые туристические продукты. Такой опыт мы уже имели в 2021 году, конкурс был инициирован Общественным советом при Ростуризме и Общественной палатой России. 

Мне кажется, что если бы такого рода формы поддержки существовали, то коммерческие организации более активно и ресурсно обеспеченно включались бы в формирование новых туристических продуктов. Потому что только поддержки Президентского фонда культурных инициатив и Фонда президентских грантов здесь не всегда достаточно.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике