Новости
Новости
16.01.2025
15.01.2025
14.01.2025
18+
Статьи

«Оранжевая школа» для особенных детей

Как челябинским подросткам с ментальными нарушениями помогают социализироваться в тренировочной квартире.

Фото предоставлено Ириной Чинасовой

Пять лет назад родители ребенка с аутизмом Ирина и Азамат Чинасовы основали в Челябинске некоммерческую организацию «Добрые друзья». Команда НКО оказывает правовую и социальную помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью. Два года назад они открыли первую в регионе тренировочную квартиру «Оранжевая школа» для подростков с ментальными нарушениями. О том, как устроен курс социально-бытовой адаптации и каких результатов удалось достичь воспитанникам, — в материале АСИ.

Удивить родителей

Супруги Чинасовы уже 20 лет живут в счастливом браке, поддерживая друг друга во всех начинаниях. Азамат руководит школой боевых искусств, за плечами Ирины успешная карьера финансиста. Последние пять лет они совместно руководят некоммерческой организацией «Добрые друзья».

Челябинцы решили организовать бесплатные тренировки для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь зачастую средств на это у семей не хватает, так как почти все уходит на оплату терапии и услуг педагогов, логопедов, дефектологов. Первой ласточкой стали «Воздушные шаги здоровья». Проект социальной и физической реабилитации особенных детей в 2022 году вошел в ТОП-100 лучших в стране, поддержанных Фондом президентских грантов.

Азамат и Ирина Чинасовы. Фото предоставлено Ириной Чинасовой

«Программа представляет собой регулярные тренировки и видеоуроки, по которым родители занимаются адаптивными практиками. Сейчас этот проект реформируется. Мы с командой поняли, что ему нужна системная доработка», — рассказывает Ирина Чинасова.

Супруги также разработали уникальную методику оценки физического состояния детей. Специальная компьютерная программа позволяет точно отслеживать изменения в осанке и состоянии костно-мышечной системы.

Еще одним важным направлением работы НКО стала помощь подопечным семьям в тяжелых жизненных ситуациях. В сотрудничестве с другими организациями открыты «Семейные приемные Челябинской области». Восемь экспертов бесплатно консультируют нуждающихся по различным вопросам.

Среди ярких и успешных проектов Чинасовых также лагерь «В стиле ROCK», который на протяжении нескольких сезонов собирает множество заявок. Это уникальное пространство позволяет детям и родителям получить новый опыт общения друг с другом. В трехдневном лагере родители становятся сторонними наблюдателями, что помогает увидеть детей в новом свете.

«Обычно все внимание родителей нацелено на особенного ребенка, а нормотипичный может из-за этого чувствовать себя заброшенным. Важно не потерять с ним связь, сохранить хорошие отношения. Вот этим мы и занимаемся — знакомим поближе членов семьи и удивляем родителей возможностями детей», — подчеркнула руководитель проекта.

Дети учатся работать в команде, занимаются творчеством, изучают разные направления музыки и выступают с рок-музыкантами. Это не просто развлечение, а платформа для самовыражения, отмечают организаторы. Некоторые участники после лагеря поступают в музыкальные школы.

«Поначалу мамы как наседки не отходят от ребенка: ”Он это не сможет сделать”. А мы просим дать хотя бы попробовать. Был такой интересный пример, когда в первой смене в 2021 году участвовал крайне беспокойный мальчик. Он везде бегал и кричал. И тут оказался в творческой мастерской, где делали фоторамки из картонной бумаги. Садится, начинает клеить рамку и тут же успокаивается. Мама ахнула: ”Ого, оказывается он так может!” После лагеря, не откладывая в долгий ящик, находит ему занятие в творческой студии. В этом году он приехал к нам во второй раз — как будто вообще другой ребенок! Послушный, вежливый, участвовал во всех активностях. Все благодаря тому, что мама увидела возможности ребенка и поверила в него. Главное достижение проекта — родители стали сами организовывать выездные семейные лагеря», — делится Ирина Чинасова.

Чему учат в «Оранжевой школе»

Параллельно с другими проектами НКО реализует образовательный — «Оранжевую школу». Это тренировочная квартира для подростков с 10 лет и молодых инвалидов до 21 года с ментальными нарушениями. Ирина объясняет название: оранжевый — единственный цвет, не имеющий холодных оттенков. Он стал символом тепла и радости, что идеально отражает созданную атмосферу. Здесь не только учатся, но и находят себя, развивая таланты и интересы.

По словам организаторов, идея «Оранжевой школы» вынашивалась долго, для подготовки потребовался целый год. Были разработаны методология обучения, критерии отбора детей и план взаимодействия участников. В первом потоке участвовали пять детей, сейчас их уже 12.

«Очень много желающих записать ребенка в школу, — отметила руководитель НКО. — Всех взять по понятным причинам мы не можем и вынуждены отказывать. Берем наиболее сложных ребят. Для нас важно, чтобы в социальном плане они были примерно одного уровня. Приходят такие, которые вообще ничего не умеют, раньше дома никаких обязанностей не было, их просто не учили».

В регионе имеется несколько тренировочных квартир, однако они ориентированы на молодежь. А ведь именно в подростковом возрасте формируются социально-бытовые навыки, обращает внимание Ирина Чинасова. Поэтому к 18 годам участники «Оранжевой школы» освоят домоводство, самообслуживание, нормы культурного поведения, и не только. Возможно, кто-то будет готов к самостоятельной жизни или сопровождаемому проживанию.

«Уникальность школы — в интеграции социально-бытовых навыков с академическими дисциплинами, — продолжает она. — Допустим, после урока математики дети идут готовить, затем изучают русский язык, потом учатся шить. При этом все выстроено в игровой форме, чтобы им было интересно. Отмечу, что с подопечными работают специалисты с высшим дефектологическим образованием».

Фото предоставлено Ириной Чинасовой

Утро в школе начинается с составления расписания на день, определения дня недели, даты, назначения дежурного. В понедельник ребята составляют меню, включающее привычные блюда, но могут пожарить и картошку фри или приготовить роллы из тортильи. А по пятницам организуют коллективную уборку.

«В школу ходят дети, которые обожают мыть полы, — рассказывает руководитель проекта. — Ради этого одна подопечная дома специально разбрасывала еду. Когда мы это выяснили, то предложили родителям в такой ситуации говорить: ”Если ты разбросаешь еду, то сегодня не убираешься”. После этого она стала есть аккуратно. Вот теперь и дома чисто, и ребенок хорошо себя ведет и доволен».

В «Оранжевой школе» предусмотрены занятия в гончарной мастерской, лего-конструирование, ЛФК, совместные прогулки, поездки в зоопарк, театр, кино. Не обделили вниманием и родителей — для них есть образовательные семинары и психологическая поддержка.

Фото предоставлено Ириной Чинасовой

Эффективность обучения подтверждается результатами: спустя год несколько детей, которые ранее не могли говорить, начали формулировать короткие фразы и выражать свои желания. Это стало значительным шагом в развитии и социализации.

«У одного мальчика социальное поведение было настолько искажено и нарушено, что семья не могла даже с ним погулять. Он устраивал истерики, погромы в магазинах. А сейчас родители не переживают, что ребенок сорвется и куда-то убежит, — он сам спокойно ходит за покупками со списком продуктов. У нас была ученица, у которой с четырех лет вокруг головы была заплетена коса и она всю жизнь носила определенную резиночку. Заплетать ее могла исключительно мама. А теперь она распускает волосы, носит красивый ободок. Еще одна девочка с органическим нарушением головного мозга рисовала завитушки, а сейчас старательно выписывает буквы», — делится историями подопечных Ирина Чинасова.

Особенные подростки осваивают, казалось бы, простые вещи: общение со сверстниками, самопознание, высказывание мнения, следование правилам и поиск себе занятия в свободное время. Однако на развитие этих навыков могут потребоваться годы, отмечает социальный эксперт. Поэтому педагогам вместе с родителями предстоит еще довольно много работы.

«Мы помогаем семьям принять детей с их особенностями, научиться с ними взаимодействовать и быть счастливыми. Я вижу, как некоторые мамы еще не приняли диагноз и страдают, надеясь на чудо-таблетку. Меня беспокоит, что есть шарлатаны, пользующиеся этой надеждой. Я стараюсь донести до родителей, чтобы они не тратили деньги на неэффективные методы и ориентировались на научные знания. Каждый мечтает о чудесном исцелении, но волшебной таблетки нет. Жить становится легче, когда не обманываем себя и работаем над социализацией ребенка. Это реальный путь к будущему и возможностям для него. Нужно только упорно трудиться».

В планах организаторов «Оранжевой школы» — увеличить возрастную планку учащихся до 25 лет и создать новые группы. Для этого необходимо подготовить специалистов и более просторное помещение. Чинасовы намерены продвигать идею внедрения в регионе новой образовательной технологии для детей со множественными нарушениями развития. «Нас уже просят открыть ”Оранжевый университет”», — заключает Ирина Чинасова.

«Добрые друзья» — неоднократные победители конкурсов Фонда президентских грантов и Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала. Объем финансирования соцпроектов составил более 17 млн рублей.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике