В России действует обязательная маркировка товаров в системе «Честный знак». Она позволяет отследить, кто произвел товар, а также на каком этапе продажи он сейчас находится. Маркировать товары должны компании, организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством, импортом, оптовой и розничной торговлей товарами из утвержденного перечня. Это правило касается и НКО.
Какие товары из тех, что чаще всего производят НКО, подлежат маркировке
Маркировке подлежит самая разная продукция — от шуб до технических средств реабилитации. Но при чем тут НКО?
Тем организациям, которые производят мерч, стоит обратить внимание на следующие категории. По закону такие товары тоже нужно маркировать и вносить в систему «Честный знак»:
- толстовки («Предметы одежды и принадлежности к одежде готовые прочие, в том числе трикотажные машинного или ручного вязания (кроме частей одежды и изделий медицинского назначения»);
- майки, футболки («Майки и нательные фуфайки прочие, комбинации, нижние юбки, трусы, панталоны, ночные сорочки, пижамы, пеньюары, купальные халаты, домашние халаты и аналогичные изделия женские или для девочек», «Майки и нательные фуфайки прочие, кальсоны, трусы, ночные сорочки, пижамы, купальные халаты, домашние халаты и аналогичные изделия мужские или для мальчиков»);
- лонгсливы («Майки, фуфайки с рукавами, прочие нательные фуфайки и прочие нижние рубашки трикотажные машинного или ручного вязания»).
А также маркировке подлежат игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет: куклы, модели в уменьшенном размере и аналогичные модели для развлечений, головоломки.
Каков алгоритм продаж на маркетплейсах
Если некоммерческая организация планирует продавать что-то, то она должна заранее ознакомиться с требованиями по сертификации продукции (и определить необходимость получения сертификата на товар) и получить маркировку товара в системе «Честный знак».
Для начала необходимо зарегистрироваться на сайте «Честного знака» в течение семи дней после того, как НКО стала заниматься оборотом маркируемой продукции. Для регистрации необходимо:
- получить усиленную электронную цифровую подпись (ЭЦП);
- установить программу для работы с электронной подписью;
- подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО);
- зарегистрироваться в национальной системе цифровой маркировки.
«После регистрации производитель или импортер (в зависимости от роли НКО в цепочке) добавляет в базу данных свои товары и указывает подробную информацию по каждому из них. Для каждой товарной категории есть свой алгоритм, о чем подробно рассказано на сайте сервиса», — объясняет юрист Мария Бойко, автор телеграм-канала «Во-первых, так положено».
Следующий шаг — сделать заказ на получение кодов для товаров. Обычно это QR-коды, которые клеются на упаковку, например, такие есть на молочной продукции в магазинах.
Заказ кодов — платная услуга. После оплаты система вышлет PDF-файл со сгенерированными кодами маркировки. Их нужно распечатать и прикрепить на каждую единицу товара.
Фото: Marielle Ursua / Unsplash
После этого товар передается по цепочке. При отгрузке/отправке в системе необходимо создать универсальный передаточный документ (УПД), который подписывается усиленной ЭЦП. УПД передается покупателю/маркетплейсу, а данные о передаче попадают в систему.
Если товар продается со склада маркетплейса, то именно он выводит товар из оборота в сервисе. Если НКО работает по модели сотрудничества, при которой доставляет товары со своего склада, данные о выводе товаров через систему она регистрирует сама.
Нужен ли для продажи дополнительный ОКВЭД
Один из популярных вопросов — стоит ли НКО при работе на маркетплейсах добавлять ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) для продажи одежды?
Мария Бойко отмечает: прежде всего стоит ознакомиться с уставом некоммерческой организации и изучить, вправе ли она вообще осуществлять предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность.
Второй момент, который важно выяснить, — насколько планируемая продажа отвечает уставным целям деятельности организации. Частью 2 статьи 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что «некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах».
«К примеру, продажа игрушек для животных НКО, которая осуществляет деятельность в сфере поддержки людей с определенной нозологией, будет признана не соответствующей приведенному выше положению закона», — объясняет юрист.
Если в уставе определено право на осуществление предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также виды такой деятельности (и они соответствуют планируемым продажам), то для полного соответствия законодательству юрист советует добавить дополнительный ОКВЭД 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет». Он относится и к продаже посредством размещения товаров на маркетплейсах.
Какие санкции возможны за продажу товаров без маркировки «Честный знак»
На сегодняшний день предусмотрена административная ответственность за:
- производство и ввод в оборот товаров без маркировки — административный штраф на должностных лиц в размере от пяти до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения, на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, — административный штраф на должностных лиц от одной до 10 тысяч рублей или предупреждение, на юридических лиц — от 25 до 100 тысяч рублей в зависимости от организации;
- нарушение сроков передачи сведений в систему — административный штраф на должностных лиц от одной до 10 тысяч рублей или предупреждение, на юридических лиц — от 25 до 100 тысяч рублей в зависимости от организации.
Подробнее об ответственности можно прочитать в соответствующем разделе портала «Честный знак».