Новости
Новости
19.05.2025
16.05.2025
15.05.2025
18+
Серии

«Он посмотрел на нее и сказал: “Наверное, это судьба”»: один день из жизни «Котобюро»  

В центре Москвы в окнах одного из домов можно увидеть целый кошачий прайд: рыжие и черные, пушистые и гладкошерстные, пугливые и спокойные. Все они – жильцы коворкинга с кошками «Котобюро» и ждут своей очереди, чтобы уехать домой.

котобюро
Фото: Евгения Федорова / АСИ

17 мая Фонд защиты городских животных отметил день рождения: ему исполнилось восемь лет. Накануне АСИ заглянуло посмотреть, как работает «Котобюро» – один из проектов фонда.

«Котобюро» – это светлое и просторное пространство на первом этаже малоэтажного дома на Садовой, которое несколько лет назад открыл Фонд защиты городских животных. На окнах – гирлянды в форме кошачьих мордочек, даже у дверного звонка есть «ушки», а у вывески – «усы». Зайти внутрь можно только позвонив или постучав – это безопасно для самих котиков.

Заходя внутрь посетители оказываются в небольшом пространстве, огороженном сеткой: здесь нужно снять обувь и переобуться в удобные сабо. На одной из сторон висит керамическая табличка: «Дом охраняется атакующим котом!». Но жильцы смотрят на вошедших спокойно или не смотрят вовсе — они уже привыкли, что к ним приходят в гости.

Нас встречает Андрей Чернышев, управляющий «Котобюро», и его коллега София. 

«Я тут оказался вообще случайно. Меня однажды привела сюда девушка в гости, потом мы начали вместе приходить, а потом я узнал, что в “Котобюро” нужен новый администратор. А так как всю свою жизнь я кошатник, то решил попробовать – звучало прикольно. Так и остался: потом стал управляющим и вот я здесь», – вспоминает Андрей.

Одна из обязанностей управляющего – следить за здоровьем всех кошек. Андрей знает всех поголовно: шутит, что может уже различать по хвостам. Например, пока мы говорим, на лежанке рядом с нами спит белый кот с черными пятнышками – это Феликс.

котобюро

А еще управляющий следит за состоянием всего коворкинга: за хозяйственной частью, счетами, бухгалтерией. Главное – чтобы все работало бесперебойно. Это нельзя назвать нормированной работой, делать приходится разные вещи.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

Например, делать котам прививки. Это тоже входит в обязанности Андрея.

Жизнь до «Котобюро»  

«Котобюро» разделено коридорчиком на две большие зоны. Пока мы с Андреем сидим в одной, в соседней за ноутбуком работает молодая девушка. Она укутана в плед, а на ее руках развалилась кошка. Не все животные настолько контактные, но эта – явно пришла помогать в работе.

Сейчас здесь живут 44 кошки и кота. Это золотая середина, отмечает Андрей. Самое большое количество хвостатых, которые одновременно жили в коворкинге, – 73. Но это уже много.

Сейчас часть животных находится в клинике «Урбан Вет» – это еще один проект Фонда защиты городских животных. Там им регулярно проводят чек-апы здоровья и организуют лечение при необходимости. Андрей с коллегами ведет свой список – у кого из котов и какие проблемы бывают.

Фонд спасает кошек с улицы, и большинству из них нужна медицинская помощь в первое время. Раньше порядка 80% жильцов «Котобюро» были спасены по программе реновации. Еще кого-то отлавливали на улицах, кого-то – подбрасывали к дверям коворкинга. Сейчас у фонда есть проект «Кошачий патруль»: волонтеры забирают животных с улиц и с промзон. Хотя кошки часто живут в городской среде, это не значит, что это безопасное место для них.

«У нас была девочка Венеция – она полностью потеряла зрение. Она жила у какого-то бизнес-центра, инфекция поразила глаза, и мы делали несколько операций. В “Котобюро” она уже попала без глазок, но это как будто вообще не мешало ей передвигаться. Она бегала, прыгала, знала все кафе наизусть. Сейчас она уже живет в собственном доме», – делится Андрей.

На самом деле, далеко не все кошки, которых спасает фонд, попадают в «Котобюро». Например, здесь не живут кошки с тяжелыми хроническими болезнями, которые могут передаваться другим животным. Они остаются на передержке у волонтеров или на лечении в клинике, пока им ищут хозяев.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

котобюро

Попасть в «Котобюро» животное может только после полного медицинского осмотра, стерилизации и вакцинации – это занимает около трех месяцев. Новые жильцы чаще всего получают имена в честь городов: вымышленных и настоящих. В «Котобюро» нет ответственного за клички, но их стараются подбирать так, чтобы подходило. Сейчас здесь живет Руза, Петрозаводск, Сидней и многие другие. Есть и гендерный перекос – девочек больше.

Тихий час

Во время нашего приезда в «Котобюро» довольно тихо: большинство кошек и котов сидят по местам. В коворкинге есть правило: нельзя заставлять животных насильно играть и брать их на руки против воли. Все жильцы с непростыми судьбами: кто-то привык к людям, кто-то – до сих пор не доверяет.

Например, котик Авессалом недоверчив – он сидит тихо в игровом комплексе и следит за нашим разговором с Андреем. А кошка Анфиса наоборот: подходит, просит ее погладить, но своих сородичей готова погонять.

«Еще многое зависит от настроения кошек: бывает, что они тут все бегают, носятся, сидит 10 человек и у каждого на коленях котик. Бывает наоборот: они сами по себе и дрыхнут полдня», – объясняет Андрей.

Все эти особенности объясняют посетителям на старте. Пока мы говорим с Андреем, в «Котобюро» заходит девушка. София рассказывает ей, где можно переобуться, где – помыть руки и как вести себя с животными. 

Правила одинаковые для всех: и для взрослых, и для детей. Вообще в «Котобюро» можно приходить всей семьей: это по будням сюда обычно приходят работать, а в выходные – насыщенная программа. Раньше в «Котобюро» часто проходили мастер-классы, сейчас каждую неделю показывают фильмы на большом экране. Так что сюда приходят и взрослые люди, и семейные пары с детьми, и пожилые. 

«В большинстве случаев это люди, которые любят животных, но у них нет возможности завести питомца дома. Еще часто приезжают туристы: особенно забавно, когда к нам приходят гости из Китая. Приходится объяснять многое на пальцах, получается такой межкультурный диалог», – улыбается Андрей.

Потенциальные и неподходящие хозяева

Задача «Котобюро» – помочь найти кошкам новый дом. Но зайти с улицы и взять животное себе сразу не получится. Потенциальные хозяева должны заполнить анкету и пройти собеседование. Есть, например, важный критерий отбора – готовность будущих владельцев установить на окна специальные сетки-антикошки (они оберегают животное от выпадения из окна).

«Это очень важный момент, который мы всегда проверяем. Если человек не готов потратить пять тысяч на установку сетки, чтобы обеспечить безопасность животного, то насколько мы можем быть уверены, что если кот заболеет, человек будет оплачивать его лечение? Потому что в ветклиниках цены часто больше этой суммы», – объясняет принцип Андрей.  

Порядка 40% возможных хозяев «отпадает», когда узнает про условие установки сетки. Но в «Котобюро» не расстраиваются из-за этого: лучше отдать животное тому, кто точно о нем позаботится.

Еще среди «красных флагов» в поведении потенциальных хозяев – разрешение на свободный выгул питомца, отказ от вакцинации, неготовность поддерживать связь с коворкингом, выбор неподходящего кормления (например, если кота хотят взять на дачу, чтобы он ловил и ел мышей).

Но если все хорошо и человек настроен серьезно заботиться о животном, «Котобюро» с радостью отдаст котика домой. Обычно люди заранее выбирают, какого питомца хотят забрать. Но бывают и необычные случаи.

«Года два с половиной назад пришел мужчина за конкретной кошечкой. Мы все согласовали, он пришел, поставил открытую переноску, начал заполнять договор. И вдруг другая кошечка запрыгнула в эту переноску и легла там спать. Он посмотрел на нее и сказал: “Наверное, это судьба”. В итоге мы переписали договор, и мужчина забрал ее. Но можно не переживать, та кошка, за которой он пришел, через месяц тоже уехала домой», – говорит управляющий «Котобюро».

Для большинства кошек «Котобюро» – лишь «перевалочный пункт», где они ждут будущего хозяина. Но есть и завсегдатаи, которые живут в этих стенах с момента открытия коворкинга. Одна из таких кошек — Москва. Ее нашли в подъезде в коробке, где ее оставили с котятами. Маленьких раздали, а кошка осталась в «Котобюро». Она до сих пор почти не подходит к людям – не доверяет и не готова идти на контакт. Андрей показывает на кошку, сидящую под самым потолком и смотрящую на нас недоверчиво – это и есть Москва.

Обеденное время

К этому моменту нашего разговора администратор София достает из шкафчиков картонные коробки с едой. Жители «Котобюро» сразу просыпаются и бегут к девушке. Они знают: сейчас у них будет обед. Вообще обед – это не обязательный прием пищи. Его организуют, когда есть влажный корм. А так кошек кормят стабильно два раза в день: завтраком и ужином.

Распорядок жизни «Котобюро» такой: администратор приходит за час до открытия, чтобы прибраться после ночи. После этого – завтрак и открытие коворкинга. Если гостей немного и у администратора остается время между их встречей – организуют обед, как сегодня.

«Если, например, освободилось время, администратор может сделать что-то дополнительно – в силу возможностей. Например, я тут в свое рабочее делал прикручивал столбики на стене, – указывает Андрей на полки, с которых нас смотрят коты. – Если все хорошо и спокойно, то сидишь, работаешь, общаешься с котиками».

Обед проходит в соседней комнате – напротив острова с угощениями для гостей. Пока София раскладывает корм в железные миски, вокруг нее собирается кошачий прайд. В большинстве своем, все ждут спокойно своей очереди. Хотя когда дело доходит до еды, можно получить лапой по голове. Если такое происходит, администратор достает еще одну миску и кормит котов отдельно.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

Даже во время еды у кошек проявляется характер. Например, своенравная Сима забирается на стол и обедает там. Риддер – метис сибирской кошки – сидит и свысока посматривает на других, ожидая свою миску. А Кандагар дает себя гладить, только когда ест. В остальное время касаний он к себе не допускает.

Путь домой

В марте «Котобюро» отмечал день рождения – четыре года с момента открытия. Сотрудники очень хотели успеть и пристроить двухсотого кота ко дню рождения. Но это случилось чуть позже, в начале мая. Лукка – белый котик с рыжими пятнышками — стал «юбилейным» пристроенным котом.  

Лучше всего получается пристраивать котят, ласковых и контактных животных, а также кошек с необычным окрасом или особыми деталями. Реже всего забирают пугливых и диковатых кошек, но и такое случается.

Как отмечает Андрей, чаще всего счастье от того, что кошку забирают домой, нивелирует грусть прощания. Но бывает, что прощаться очень грустно, особенно, если животное прожило в «Котобюро» долгое время.

«У нас была кошечка Коломна – немного бандитка, но ласковая и общительная. Я с утра приходил, убирался, кормил всех и садился работать. И она, как по расписанию, приходила ко мне на колени. И просто не уходила: снимаешь с себя – запрыгивает обратно; встаешь – ползет по одежде к тебе. Мы прощались с ней чуть ли не со слезами», – рассказывает Андрей.

И все же каждый раз, когда кошку забирают домой, – это хорошо. «Котобюро» продолжает свою работу не только чтобы бездомные кошки могли жить в тепле и уюте, но и чтобы однажды каждая из них услышала ту самую фразу: «Добро пожаловать домой». 

Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике