18 июня 2025 года на ПМЭФ прошло заседание рабочей группы «Социальное предпринимательство» комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Эффективная и конкурентная экономика». Участники мероприятия выясняли, кто такие социальные предприниматели и что необходимо для успешного развития социального предпринимательства.
Югра. Регион, на опыте которого пишут модели
По мнению губернатора ХМАО — Югра Руслана Кухарука, социальные предприниматели снимают с бюджета нагрузку по оказанию социальных и бесплатных услуг для населения. В этом смысле социальный бизнес надо рассматривать как партнеров региональных властей.
«Иногда проще оказать поддержку социальному бизнесу, тем организациям, которые уже работают на территории, чем создавать новые государственные социальные учреждения. Особенно актуально это в условиях большого разброса территорий Югры», — сказал Руслан Кухарук.
При этом без контролируемого заказа со стороны государства проблема социальных мер поддержки не решится.
Поэтому в законодательстве Югры действует режим особого благоприятствования для социального бизнеса. В 2016 году в региональных регламентах было всего 11 видов услуг, которые мог оказывать социальный бизнес. Сейчас их 57. Количество поставщиков социальных услуг в регионе за это время выросло с 232 до 2098.
Агентство стратегических инициатив: собрали не стандарт, но лучшие практики
По словам директора Фонда поддержки социальных проектов Агентства стратегических инициатив Натальи Кремневой, агентство в последние годы задалось вопросом, почему в одних регионах социальных предпринимателей много, а в других мало.
«Мы собрали лучшие практики по внедрению соцпредпринимательства в разных регионах, — сказала Наталья Кремнева. — Это не стандарт, но набор элементов для развития социального предпринимательства в регионах. Иногда его внедрение повышает эффективность работы соцпредпринимателей кратно».
По словам Натальи Кремневой, собранная агентством система включает три базовых компонента, 17 элементов и 53 критерия.
Например, в самом первом приближении для успешного развития социального предпринимательства в регионе должны быть разработаны нормативная база в законодательстве, информационная и финансовая система поддержки, а также система одного окна. Контролировать работу социальных предпринимателей и получать обратную связь поможет система мониторинга.
Разбивка на элементы и критерии делает внедрение системы поддержки социального предпринимательства исчислимым, и его легко контролировать. Например, в 2017 году эта модель, по данным агентства, была внедрена в разных регионах России в среднем на 34%, а в 2024-м — уже на 43%.
Сейчас агентство не только мониторит внедрение соцпредпринимательства в разных регионах, но и обучает региональные команды.
Агентство стратегических инициатив: законодательство для соцпредпринимателей и СО НКО может быть общим
Член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Владимир Вайнер отметил общие черты в работе социальных предпринимателей и СО НКО.

«СО НКО имеют право вести коммерческую деятельность, соответствующую их уставу. Это приводит к тому, что СО НКО и социальным предпринимателям часто предоставляют одинаковые меры государственной поддержки, — отметил Владимир Вайнер. — Это, в свою очередь, предпосылка для разработки единого законодательства в области социальных услуг и социального заказа».
Фото: Ioan F / Unsplash
Агентство предлагает проработать законы об особом статусе, на который смогут претендовать разные поставщики социальных услуг. Возможно, это именно статус социального предпринимателя. Сейчас предлагается создать экспертную группу для обсуждения этого предложения.
Министерство финансов: вся нормативная база для работы социальных предпринимателей есть
По мнению заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова, законодательство и система нормативных актов для работы социального бизнеса в России в целом сформирована. Теперь функцию выбора поставщиков социальных услуг можно спустить на уровень муниципалитетов. Другое дело, что поставщиков гораздо успешнее ищут богатые регионы, именно поэтому социальный бизнес развивается в них успешнее.
«Когда есть деньги, их легко распределять на конкурентной основе, — сказал Алексей Лавров. — Главный критерий здесь — степень удовлетворенности населения, а юридическая форма того, кто оказывает услуги, — вторична. Если это успешно делают государственные учреждения, они тоже могут быть поставщиками услуг. Но госучреждения редко умеют вписываться в нормативы стоимости».
По мнению Алексея Лаврова, именно 2025 год покажет, насколько успешно муниципалитеты умеют использовать инструменты для выбора поставщиков бесплатных услуг.
Торгово-промышленная палата: инструментов мало, надо регулировать среду
По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Елены Дыбовой, существующие инструменты выбора поставщика социальных услуг часто не дают результата. Для развития соцпредпринимательства нужны другие механизмы.
«Сейчас любой летний лагерь для детей — это квест. К нему существует столько требований Роспотребнадзора, что, чтобы вести деятельность три месяца, предприниматель должен вложить средства, которые он не окупит и за год, — сказала Елена Дыбова. — Аналогичная ситуация с домами престарелых. Предприниматели говорят, что там появились требования, которых не существовало даже в советские годы, сейчас количество требований заградительное. Поэтому предприниматели из этой деятельности просто уходят».
По мнению Елены Дыбовой, для успешного развития социального бизнеса необходимо регулировать среду. Предприниматель должен понимать, что государство его поддерживает.
Агентство стратегических инициатив: необходима помощь в продвижении товаров
По словам Натальи Кремневой, проведенные опросы показывают: социальным предпринимателям нужна не только финансовая, но и маркетинговая поддержка, помощь в продвижении товаров. По опросам, российские покупатели готовы предпочесть товары, произведенные социальными предпринимателями.

Во многих странах для товаров, производимых социальными предпринимателями, существует специальная маркировка. В России отдельный раздел для продажи товаров социальных предпринимателей делали только Сбермегамаркет и программа «Сделано в Москве».
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Фонд поддержки социальных проектов Агентства стратегических инициатив разработал и зарегистрировал знак «Социальное предприятие». Сейчас также идут переговоры с маркетплейсами о создании отдельных страниц для товаров соцпредпринимателей.
«E+»: для продукции социальных предпринимателей имеет смысл создать единый HR-бренд
Генеральный директор премии E+ Marketing Awards Екатерина Сон отметила: мировая практика показывает, что наличие у бренда большой социальной цели поднимает продажи. Если покупатель верит в ценности, которые исповедует компания, он предпочтет ее товары. Сейчас покупатели поддерживают ценности социального предпринимательства. В свете этого создание для соцпредпринимательства единого бренда перспективно. Но, возможно, стоит задуматься о создании в России также HR-бренда для социального предпринимательства.
«Опросы показывают, что люди поколения зумеров часто меняют работу, выбирая места, где ценят идею свободы и собственного выбора. В этом смысле социальный бизнес должен быть привлекательным местом работы для молодого поколения, — отметила Екатерина Сон. — Создание HR-бренда для социального предпринимательства поможет привлечь в эту область лучших работников».
Также с точки зрения продвижения очень эффективны коллаборации социального бизнеса и известных брендов. Например, известен случай, когда продукция из села Малый Турыш с успехом продавалась в «Икее».
Фонд «Наше будущее»: создали экосистему социального предпринимательства, разработали образовательный стандарт
Роман Давыдов, советник по развитию фонда «Наше будущее», рассказал о мерах поддержки социальных предпринимателей, которые фонд создал за 18 лет своей работы.
Во-первых, создана экосистема поддержки социальных предпринимателей, состоящая из Лаборатории социального предпринимательства, портала «Новый бизнес», фестиваля «Импульс добра» и проекта «Больше, чем покупка». У фонда есть также собственный зарегистрированный логотип для продукции социальных предпринимателей.
Всего за время работы фонда поддержано более 900 проектов в 59 регионах. На ПМЭФ подписано соглашение о сотрудничестве со Смоленской областью.
В апреле 2025 года в России утвержден образовательный стандарт по специальности «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности организаций».