Новости
Новости
30.09.2025
29.09.2025
18+
Статьи

Осьминоги нужны всем: почему вязание помогает не только недоношенным детям

«Вы найдете нас по шуму», — говорят в волонтерском проекте «28 петель». Тихие вязальные встречи с неспешными разговорами тоже бывают. Но раз в месяц проходит большой сбор. На нем побывали корреспонденты АСИ.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Волонтерский проект «28 петель» — именно столько нужно набрать на спицах, чтобы связать крохотные носочки для недоношенного малыша — появился в Казахстане. А Анастасия Алехнович, основательница и руководитель московского клуба, узнала об этой инициативе в 2017 году.

«Я стала искать, где что-то подобное есть в России, — рассказывает она. — И не нашла. Я не понимала, насколько это актуально, востребовано. Поэтому позвонила в Федеральный перинатальный центр и в Морозовскую больницу и спросила: ”Вы про осьминогов слышали? Нужно?”».

Она встретилась с врачами, узнала, как и какие вязаные вещи помогают неонатологам в выхаживании недоношенных детей. Крохотные шерстяные шапочки, носочки и пледы согревают малыша и легкими покалываниями стимулируют нервные окончания. Щупальца хлопковых осьминожек отвлекают его внимание от трубок аппаратов, к которым он подключен, а также игрушка может использоваться как валик. Все это, особенно если пахнет мамой, дает комфорт и спокойствие.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Получив отклик от больницы, Анастасия Алехнович написала пост и пригласила всех желающих вязать вместе с ней. «На первой встрече нас было пятеро, — вспоминает она. — Мы решили подготовить 10 комплектов и передать в Морозовскую».

Сейчас на ежемесячную большую встречу волонтеров московского клуба «28 петель» приходят десятки участниц, вязаные изделия собирают сумками и после каждой встречи передают в отделения выхаживания Москвы и Подмосковья от 300 до 500 комплектов.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Готовые изделия волонтеры внимательно проверяют и сортируют. Важны выбор пряжи (только чистая шерсть и чистый хлопок), размеры изделия, отсутствие лишних деталей, качество наполнителя. Строгие требования появились не из головы, а из обратной связи от медиков.

«Если шапка большая, она будет сползать, мешая и ребенку, и врачам, — поясняет волонтер Оксана Куликова. — Если в пледе слишком большие зазоры, то врачи опасаются, что малыш в своих хаотичных движениях может просунуть палец, запутаться, что-то пережать. Грубая часть игрушки будет доставлять неудобства. Если пряжа некачественная, то после стерилизации вещь сразу испортится. Нюансов и параметров много. И когда человек приносит что-то, что по ним не проходит, ему очень мягко и очень корректно объясняют, в чем ошибка и как ее исправить».

Сама Оксана первый раз тоже пришла с «неправильным» пледом. А как-то привезла целых 17 комплектов с маленькими шапками. «Ничего, все перевязала», — говорит. «Я как-то перевязывала плед четыре раза, — признается другая волонтер. — Последний раз думала, если не получится — то все. Но получилось».

Каждая участница сама выбирает, что делать: кто не любит вязать пледы, может вязать носочки, кто не использует спицы, может создавать игрушки — там нужен крючок. Можно даже вязать отдельные детали, шить мешочки для наполнителя или пришивать глаза осьминогам.

«У нас очень демократично, — говорят в проекте, — и работает все как конвейер». Волонтеры вяжут дома, на работе, в пути — везде, где им удобно. Также они могут приходить на вязальные встречи, где как раз собирают игрушки из запчастей, делятся опытом и лайфхаками, пьют чай и общаются. А на большой встрече раз в месяц собирают комплекты, подводят итоги и раздают пряжу. Хотя активно вяжущие участницы часто еще и докупают ее сами.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Материалы предоставляют благотворители — компании и просто горожане, узнавшие об инициативе. Нитки можно передать участницам напрямую, заказать доставку через маркетплейсы или положить в специальные боксы, расположенные в московских магазинах. Важное и неизменное правило московского проекта «28 петель» — не принимать денежные пожертвования. Здесь одна валюта — пряжа.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Неподходящую пряжу с примесью, которую периодически передают дарители, тоже научились использовать. За время существования проект стал обрастать дополнительными направлениями.

Волонтером как-то стала мама, ребенок которой проходил лечение от тяжелого заболевания в московской клинике. Чтобы отвлечься, в больничной палате она вязала осьминожек, и ими заинтересовался лечащий врач. В разговоре выяснилось, что многие дети приезжают из регионов на лечение летом, а остаются до холодов. Так появилась идея вязать для них шапки.

«Обычно у нас жесткие правила, а тут шапки можно вязать разных размеров, форм, смешные и обычные — и понеслось! — рассказывает координатор направления Елена Данилина. — А потом к этому прибавились носочки, шарфики, варежки, а еще игрушки для коробок храбрости».

Все это делается в сотрудничестве с Фондом Константина Хабенского. К Новому году волонтеров попросили связать игрушки, которые украсят елку фонда в одном из торговых центров.

Еще одно правило — не вязать в плохом настроении. «Я всегда говорю: ”Девчонки, вот чем отличается ручная работа от производства? Энергетикой! Пожалуйста, вяжите с любовью, с хорошим посылом и пожеланиями!” Это всегда чувствуется», — уверена Анастасия Алехнович.

Именно поэтому, считает она, важен даже самый маленький вклад: «У всех обстоятельства и возможности разные. Кто-то приносит целыми охапками, а кто-то принесет одну пару носочков, но она может быть связана с таким чувством и самоотдачей, что это ничуть не менее ценно, чем даже 200 пледов».

Несмотря на то что объемы, которые развозят по роддомам волонтеры после своих ежемесячных встреч, впечатляют, на самом деле это все равно не покрывает все потребности города. Ежедневно в Москве раньше срока рождаются десятки детей. Если они долго находятся в отделении выхаживания, то им требуется не один комплект. После нескольких стерилизаций вязаные изделия портятся.

А еще многие мамы, забирая наконец малыша домой, берут с собой эти его первые вещички. «В каждом отделении свой подход, — говорит Анастасия Алехнович. — Но мы сейчас стараемся договариваться, чтобы наборы попадали прямо мамам в руки. Они сами меняют, стирают, ухаживают за ними, и так они дольше служат».

В большинстве случаев волонтеры не видят, как действуют и помогают созданные их руками вещи. «Недавно по телевизору показывали сюжет, и там одна участница узнала свою шапочку. Но такое бывает редко, я один раз только увидела где-то так же своего осьминога, — говорит координатор. — За все годы, может, фотографий 50 нам прислали. Бывает, просто родители пишут. Но лично я в любом случае знаю, что это работает. У меня сомнений нет. Кроме того, мы начинали с двух-трех перинатальных центров, а теперь с нами работают уже 26 и все время кто-то еще выходит на связь. В одном отделении осьминоги есть, в другом увидели и говорят: ”Нам тоже надо”. Сарафанное радио».

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Благодаря сарафанному радио обычно приходят и волонтеры. Они могут увидеть пост в соцсетях или участницу проекта, в транспорте или в ожидании ребенка с занятий вяжущую яркого осьминога. «Это как ”гербалайф”: хочешь вязать, спроси меня как», — смеются волонтеры. «Мой муж, когда я собралась первый раз, сказал: ”Ты что, секту какую-то нашла?”», — улыбается другая.

«Вязание — это же своеобразный дзен. Ты успокаиваешься, мысли приводишь в порядок. Вяжешь — и проводки в голове на место становятся, — говорит руководитель проекта. — На самом деле наш проект не только про недоношенных, но и про волонтеров — про людей, которые, чтобы ни происходило в жизни и в стране, приходят, друг друга подбадривают и вместе продолжают делать важное дело. Пока у нас это есть, есть чувство, что есть будущее».

Хотя в помещении, которое выделяет для ежемесячного общего сбора один из городских досуговых центров (своего пространства у организации нет), всем активным участникам проекта никак не поместиться, новые волонтеры всегда нужны. «Невозможно все время вязать большими объемами, — говорит Анастасия Алехнович. — Устаешь, выгораешь. Я сама полтора года спицы в руки не брала. Это нормально. Поэтому чем нас больше, тем лучше».

Фото: Мария Муравьева / АСИ

За время существования московского проекта в нем участвовало, связав как минимум одну пару носочков, более трех тысяч человек.

Узнать, как принять участие в московском проекте «28 петель», можно в группе «ВКонтакте».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо