От профориентации к безопасному трудоустройству
«Десять лет назад у нас просто было большое желание помогать, — вспоминает Анна Орлова. — Но мы задавались вопросом, где эта помощь будет наиболее полезна».
Поскольку с самого начала стратегическим партнером фонда была сеть ресторанов Rostic’s, а их основной аудиторией были молодые люди — и они же устраивались на работу в рестораны, проходили там обучение, в фонде решили, что сосредоточатся именно на подростках и молодых людях.
Фонд начал с помощи детским домам — 10 лет назад это было трендом. При этом в фонде сразу поняли, что развивать привычный тогда формат праздников с подарками они не будут. Для выпускников детских домов совместно с компанией Rostic’s разработали программу профориентации. А рассказывая о ней, почувствовали, что темой интересуются не только детские дома, но и родители, педагоги, школы.
«Программа не была связана с трудоустройством в Rostic’s, — поясняет Орлова. — Она вообще была не про трудоустройство. А про то, как научиться навыкам — жизненным и бытовым — и выбрать профессию».
При этом спустя некоторое время по той же программе фонд начал работать не только с подростками из детских домов, но и с подростками в трудной жизненной ситуации. Как пояснила Анна Орлова, за 10 лет, которые работает фонд, количество детских домов в стране сократилось. В некоторых регионах в детских домах сейчас невозможно даже набрать группу из 10–15 подростков, на которую рассчитана программа. Поэтому в фонде решили приложить свой ресурс к новой аудитории.
Начали с обширного исследования новой целевой аудитории. Среди подростков из малообеспеченных и кризисных семей, живущих в удаленных местах, провели опрос о том, что их больше всего волнует. Параллельно опрашивали родителей и педагогов. Спрашивали, в чем нужна помощь, причем искали такие проблемы, к решению которых семьи допустили бы стороннюю организацию. В конце концов решили сфокусироваться на трех проблемах: профориентация, социальная изоляция и трудоустройство.
«Мы поняли, что грамотный выбор профессии и устройство на первую безопасную работу помогут подросткам из неблагополучных семей выйти из социальной изоляции и неблагополучия, — поясняет Орлова. — Поэтому, в отличие от детей из детских домов, детей из неблагополучных семей мы сопровождаем целый год и обсуждаем, где они могут работать, как совмещать это с учебой и так далее. В итоге подростки безопасно устраиваются на свое первое место работы, причем это может быть подработка на каникулы».
Подростков в трудной жизненной ситуации фонд ищет сам — через опеку, социальные центры, комиссии по делам несовершеннолетних, местные фонды.
Что нужно подростку из далекого региона
Для ребят из детских домов существует особый разворот проблемы: нередко детские дома в России расположены в таких глухих поселках, что учиться после школы там негде. В итоге выпускник детского дома едет в колледж в ближайший город или областной центр.

«Помню, мы работали с детским домом, в который даже дороги не было, — вспоминает директор фонда. — Туда нужно было плыть на пароме. А вообще, расстояния в России — это тоже фактор социальной изоляции».
Анна Орлова. Фото предоставлено фондом «Открывая горизонты»
Специально для выпускников детских домов фонд подготовил тренинг «Устраивайся!», на котором отрабатывают бытовые навыки (как собрать дома аптечку, заплатить за квартиру, написать резюме). Кроме того, фонд ищет в регионах работодателей, которые были бы готовы принимать таких подростков.
«У нас есть договоренности с несколькими федеральными сетями — ”Лемана ПРО”, ” Пятерочка”, ”ОК”, — рассказывает Орлова. – А еще мы активно ищем местных работодателей. Какие-то небольшие отели, цветочные магазины, автомойки, автомастерские, куда могут устроиться наши подростки».
Не наставники, а тьюторы
Несколько лет в фонде работала программа наставничества, а потом ее закрыли.
«Наставничеством у нас занимаются несколько крупных фондов — ”Солнечный город”, ”Дети наши”, ”Наставники детям”, — рассуждает Анна Орлова. — Если кто-то из наших волонтеров находит себе подопечного, мы передаем такую пару им. Сами мы специальным подбором пар ”наставник-подопечный” никогда не занимались. Если такие пары у нас стихийно складывались в процессе поездок волонтеров в детские дома, раньше мы вели их сами. Но теперь решили сконцентрироваться на нашей основной теме — профориентации».
Зато у фонда существует система тьюторов. Это специальные наставники, которые поддерживают детей из детских домов после трудоустройства.
Тьютор работает удаленно, у него под контролем одновременно может находиться несколько десятков детей. Он регулярно связывается с подопечным, спрашивает, какие у него проблемы. Но одновременно тьютор поддерживает связь с работодателем и спрашивает, какая нужна поддержка от фонда. Фонд работодатели знают, поскольку трудоустраивал к ним молодых людей именно он.
«Тьютор — это наставник и медиатор, — говорит директор фонда. — Он представит интересы подростка перед работодателем. Но он же продолжит работать с подростком, даже если того уволят. Например, у нас были случаи, когда ребят обвиняли в воровстве или склоках в коллективе. Их увольняли, но тьютор продолжал работать с молодым человеком и помогал ему найти другую работу».
Сейчас в фонде работают шесть тьюторов, все они начинали с кураторов программы профориентации. Всего через программу трудоустройства выпускников детских домов в фонде прошло уже 900 человек.
Особенности восприятия будущей работы подростками из детдомов
С профориентацией детей из семей и детских домов тоже выяснились нюансы. Можно очень долго разговаривать с ребенком из учреждения о выборе профессии. Но учиться он в итоге поедет либо туда, куда направит его детский дом, либо туда, куда ему хватит баллов ЕГЭ. В итоге с детьми стали говорить о работе мечты, которая случится… когда-нибудь потом.
То есть человек может пойти на работу, которая его устраивает. Получить первое образование. И при этом продолжать мечтать, на кого он переучится, когда немного устроится в жизни.
Фото предоставлено фондом «Открывая горизонты»

Параллельно с помощью отдельного исследования в фонде выяснили, что требования к работе у детей из детских домов отличаются от детей семейных.
«Например, наши ребята не понимают, что такое ”строить карьеру”. У них перед глазами нет такого примера, — говорит Орлова. — Зато на работе им важны поддержка, стабильность и возможность работать с друзьями».
Сейчас фонд работает в 66 регионах России.
