18+
Статьи

«Они будут знать, что можно иначе». Зачем девочкам в детском доме коммуникативные группы

Травматический опыт и отсутствие примера здоровых отношений перед глазами нередко приводят к тому, что выпускницы детских домов оказываются в сложных жизненных ситуациях. Как помочь им изменить негативный сценарий?

Фото: Freepik.com

Бывают истории успеха, когда при поддержке фондов и наставников выпускники детских домов получают профессии, оканчивают вузы, строят свою жизнь и карьеру, а бывает — совсем наоборот.

Тамила воспитывалась в детском доме в маленьком городке. После стажировки, организованной фондом «В твоих руках», у нее, целеустремленной и способной, появился шанс стать сотрудницей крупной московской компании. Но она им не воспользовалась, потому что парень, в которого влюбилась, был против. С парнем они расстались, но к тому моменту учеба уже была заброшена, а мотивации не осталось. Без образования, без работы и без планов и надежд, которые когда-то были, девушка уехала жить в деревню к родственникам и перестала поддерживать связь с фондом…

Под впечатлением от этой истории сотрудники создали программу для девочек-подростков из детских домов. Ее цель — снизить для них риски оказаться в неблагополучной среде, стать жертвами насилия и деструктивных отношений.

В 2024 году фонд запустил программу «Точка опоры» в московском центре содействия семейному воспитанию «Берег надежды».

Безопасное пространство

Уже два года дважды в месяц (если нет карантина) девочки-подростки собираются на групповую встречу. На данный момент в программе около 20 участниц разного возраста — от девяти до 18 лет, поэтому групп две, чтобы у всех была возможность высказаться. Занятия начинаются со «времени для каждой», когда можно поделиться тем, что происходит в жизни.

«У нас это прямо ритуал, который девочки очень любят, — рассказывает Мария Синельщикова, координатор программы и ведущая групп. — Мы засекаем, например, минутку, потому что у нас ограниченное время, и каждая может похвастаться, если случилось что-то клевое, или, наоборот, негодовать, если ее что-то бесит, наболело. Ее слушают ведущие и вся группа, не перебивают, она получает индивидуальное внимание».

В проекте участвуют два психолога. Одна занимается в первую очередь методическими разработками, готовит программу и приходит на встречи по некоторым темам, а другая вместе с координатором проекта постоянно ведет занятия. Присутствие психолога на группе обязательно. Иногда девочки могут ставить вопросы, отвечать на которые должен специалист, или эмоционально реагировать на какие-то триггерные темы, что тоже требует вмешательства профессионала, умеющего работать с подростками.

Сейчас отношения девочек с ведущими группы достаточно доверительные, но так было не всегда.

«Поначалу было тяжело, и на первых занятиях они, конечно, не открывались, свое мнение не говорили. Потому что все равно для них взрослый — это скорее тот, кто, если что не так, поругает, возложит на тебя ответственность, накажет», — рассказывает ведущая.

«Потребовалось время, чтобы они стали воспринимать нас не просто как случайных людей, которые пришли чему-то учить или один раз с ними тут что-то поделать, а как тех, кто пришел с ними действительно поговорить и готов их слушать».

Не пушистые, но классные

Когда участницы начали открываться, то разговор стал получаться не всегда простой. «Работа с подростками часто идет через сопротивление, — рассказывает Мария Синельщикова. — Мы приходим, что-то говорим и всегда встречаемся с позицией: ”Нет, это не так на самом деле. Мы считаем по-другому”. И вот тут уже начинаются обсуждения и дискуссии».

Программа для занятий составляется на год, но по ходу может корректироваться. Ведущие смотрят, что больше заходит, а что подросткам уже неинтересно. Первый год выбирали разные темы, больше касающиеся эмоционального интеллекта и психологических состояний. В этом году разделили программу на три блока: здоровье — физическое и психологическое, коммуникация и будущее.

Наиболее актуальны темы, связанные с навыками общения и разрешением конфликтов. В проекте признаются: изначально мечтали, что группа будет дружной, но в реальности даже в ней между участницами свои взаимоотношения и могут возникать терки: «Нет такого, чтобы у нас была такая розовенькая пушистая девчачья группа».

Особенно трудным для всех стало обсуждение буллинга. Оказалось, что многие считают его чем-то естественным: «Либо буллишь ты, либо буллят тебя».

В первую очередь такое отношение связано с опытом и условиями, в которых находятся дети. Уже пережив предательство со стороны взрослых, они не видят в них тех, кто может защитить, и поэтому сами стараются быть сильными — как умеют. Когда о таких вещах ребенок говорит честно, ведущим, как бы это ни было сложно, нужно не осудить, а принять его мнение и высказать свое.

«В таких обсуждениях бросается в глаза, что за спиной этих девочек травма и опыт, которые накладывают свой отпечаток. В их мире все действительно так… — рассказывает Мария Синельщикова. — Но когда знаешь их уже давно и ближе с ними общаешься, то понимаешь, что они реально все очень классные, разные, каждая со своим внутренним миром и характером.

И когда они говорят какие-то такие жуткие вещи, я не фокусируюсь на том, что они действительно вот с этим будут жить дальше, а фокусируюсь на том, что они просто не знают другого выхода и им нужно дать больше времени, чтобы понять, что он есть».

Girl power

Регулярно помимо постоянных ведущих на группы приходят приглашенные волонтеры. Обычно это специалисты в какой-то области.

Так, например, о женском здоровье рассказывала очень увлеченная студентка-медик. «Мы переживали насчет этого занятия, не будут ли девочки хихикать или говорить что-то типа ”кринж какой-то”, — рассказывают в фонде. — Но они почувствовали, что с ними говорят на равных, по-взрослому, а когда так — они тоже должны не ударить в грязь лицом. Поэтому получилось очень здорово».

Большой интерес у участниц вызвали также занятия по оказанию первой помощи, игра по финансовой грамотности и встреча со стилистом, на которой хоть и обсуждались практические вопросы, но она получилась очень «девчачьей, мимимишной и нежной».

Строгого правила, что в качестве спикера на эти встречи не может прийти мужчина, нет.

«Но все же стараемся приглашать именно женщин, потому что хотим, чтобы наши участницы видели перед глазами вдохновляющие примеры, — говорит Мария Синельщикова. — И еще в группе на самое деле происходит некоторый обмен женской энергией. Даже волонтеры об этом говорят».

А иногда бывает, что группа собирается, но дети устали, расстроены, у них настрой «ничего не хотим, отстаньте от нас».

«На таких занятиях нам тяжело, потому что мы придумали тему, все расписали, решили, какие классные упражнения дадим, и уже представили, как эти новые знания и навыки девочки будут применять, — рассказывает координатор. — А приходим, видим их и понимаем, что нужна пауза. Тут важно не войти в роль учителя, который будет заставлять, а дать им возможность расслабиться, просто поболтать и выговориться, передохнуть. Это действительно иногда надо. Нам, ведущим, тоже. Так что и мы кое-чему у девочек учимся».

Гарантий нет, есть надежда

За два года работы проекта некоторые участницы уже выпустились из учреждения, но, бывает, заглядывают на группы: «Делятся опытом, что такое самостоятельная жизнь, как платить за коммуналку и ходить в МФЦ — это тоже интересно», — рассказывают в фонде.

Появляются и новички, хотя вход в сложившуюся группу — всегда процесс непростой, нужно время на притирку. «У нас есть определенные правила: не оскорблять, не осуждать, давать каждому высказаться, сохранять дружелюбную атмосферу. Пришла девушка, ей 15 лет, такая с характером. Сначала со всем согласилась, но быстро начала нарушать, а на замечания не реагировала. А потом вовсе встала и хлопнула дверью, — приводит пример координатор. — Но буквально недавно она сама пришла и захотела вернуться в программу».

Когда девочки только приходят на группу, на вопрос, почему пришли, часто отвечают: «Воспитатель сказала». Но на самом деле запрос на такую форму общения у них очень большой. Лекции о вреде алкоголя и наркотиков, познавательные и развлекательные мероприятия — этого у них достаточно. А вот пространства, где они могут быть собой и высказывать свое мнение, не хватает.

Поменялась ли у кого-то из них точка зрения на проблемные темы благодаря встречам, сказать сложно. «Такого, чтобы кто-то признался: ”Теперь я думаю по-другому”, — конечно, не было. Потому что если изменения происходят, то где-то внутри. Вслух это не произносится из-за особенностей возраста — подросткам важно быть всегда четкими и правыми, — говорит координатор. — Но девочки меняются. Мы, постоянные ведущие, это не всегда замечаем. А когда к нам приходила наша психолог-методист, которая бывает на занятиях нечасто, она сказала: ”Это колоссальный рост”».

Нет гарантий, что девочка, выйдя из детского дома, не влюбится в опасного парня и не ввяжется в какую-то авантюру. Но помня, что бывают такие встречи, на которых, даже если неправа, тебе протянут руку, она сможет обратиться за помощью. «Мы из раза в раз повторяем, что в тяжелой ситуации не нужно оставаться в одиночестве, нужно искать поддержку», — говорят в фонде. И еще в трудный момент она будет знать, что бывает иначе, и, может быть, это станет для нее опорой и надеждой.

Авторы программы не пребывают в иллюзии, что за два часа раз в две недели можно изменить судьбу и вылечить травму.

«Но мы знакомим девочек с их внутренним миром, помогаем лучше понять себя, даем важные и практичные советы на разные случаи жизни, — говорит Мария Кочина, директор фонда ”В твоих руках”. — И показываем, что есть такая опция — быть счастливой и реализованной женщиной».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо