Понять, что подходишь к «Сундуку», можно даже не глядя на вывеску. В окнах на первом этаже видно, как несколько человек склонились над какой-то кропотливой работой. Подоконники заставлены кружками, заготовкам, вазами с сухоцветами – все яркое и привлекающее внимание.
Как и сама вывеска, точнее, их две. Одна выполнена из красных дощечек, которые складываются в слово «Сундук» на зеленом фоне. Вторая – из разноцветной мозаики.
Заходя внутрь, попадаешь в просторную прихожую. Здесь же нас встречает Мария Истомина, администратор проектов фонда «Единение». Несколько дней до этого она провела на новогодних ярмарках – в декабре они проходят чуть ли не ежедневно, – но в свободный день заехала в мастерскую.



«Вот, кстати, сам сундук, – говорит Мария, показывая на большой ящик. – Ему больше ста лет, мы храним все самое ценное – книжечки, ткани… Ну и в целом его холим и лелеем».
Проходящий мимо молодой человек здоровается с Марией и внимательно вглядывается в нас – «чужаков». В мастерской заняты молодые и взрослые люди с ментальной инвалидностью. Всего тут более ста подопечных: кто-то ходит два раза в неделю, кто-то – чаще. Причем приезжают в «Сундук» даже из Подмосковья – есть подопечные из Королева и Краснознаменска.
Над чем работают художники
Сразу из прихожей можно попасть в просторное помещение. Это – художественная мастерская, в которой в день нашего приезда идет активная работа. Несколько мастеров аккуратно выводят линии, смешивают цвета на палитре, дорабатывают детали.

Руководит процессом мастер-наставник Наталья Золотарева. Она помогает художникам воплотить на бумаге то, что нужно. Особенно, когда есть конкретный запрос для выставки.
Наталья Золотарева (слева). Фото: Дина Ивина / АСИ
«Сейчас одна выставка у нас идет в библиотеке № 121, еще одна выставка – здесь, в “Сундуке”. А третья готовится, в воскресенье развеска – в трапезной храма Трех Святителей на Кулишках», – рассказывает Наталия.
Темы тоже отличаются. При храме собрали работы, объединенные общей темой «Сон ангела» – это работы, посвященные ангелам и Рождеству. В библиотеке выставка называется «Будем жить», в нее вошли разные жизнеутверждающие работы. А в «Сундуке» выставку назвали «Давай поржем» в честь лошади, символа предстоящего Нового года.
Выставка проходит в длинном коридоре, который соединяет все мастерские. Работы выполнены цветными карандашами, фломастерами, красками – все разные и самобытные. Мария отмечает: очень важно поддерживать подопечных, развешивать их работы – для них важно, чтобы их труд видели.






Ткацкая мастерская
Мы с Марией заходим в небольшую, но плотно заполненную людьми комнату. Это ткацкая мастерская, где под руководством мастера-наставника Елены Мельниковой несколько парней и девушек занимаются ткачеством.
Они работают на специальных ткацких станках. Они выглядят как деревянная основа, в которой ровным рядом на одинаковом расстоянии стоят несколько круглых палочек. Задача мастеров — оборачивать ткань вокруг этих палочек в шахматном порядке.
Фото: Дина Ивина / АСИ

Мастера создают игрушки, сумки и даже полноценные наряды. С некоторыми из них «Сундук» ездит на выставки. Например, в 2024 году на фестивале «Русский костюм» в Ярославле была представлена коллекция автора Александры Прониной и мастера Елены.
Со стороны может показаться, что ткачество – это скорее женское хобби. Но это стереотип, говорит Мария. На занятия с большим удовольствием ходят и парни – процесс медитативный, он снижает уровень стресса и тревожности. Например, с утра молодые люди могут быть заняты в столярной мастерской и, чтобы успокоиться, после обеда идут в ткацкую.





А еще он требует концентрации, поэтому мы с Марией выходим, не мешая мастерам.
Подготовка глины и готовые изделия
В момент нашего разговора в коридоре из соседней мастерской доносится мужской голос: «А кто это там?» Мария заглядывает, машет рукой и проходит внутрь, приглашая за собой. Мы попадаем в одну из самых просторных мастерских – керамическую.
По центру комнаты стоят столы, которые сдвинули вместе. В центре – все нужное для творчества: глина, шпатели, формочки. А по краям сидят мастера. В день нашего приезда так получилось, что почти все керамисты – это молодые люди.


Один из них даже не поворачивается к нам, когда мы заходим. Он сидит с аэрографом и аккуратно выдувает краски на белое керамическое блюдо. Это такой метод глазуровки, благодаря которому удается сделать однородное тонкое покрытие краской.
«Никита глазурует методом задувания. Это очень тяжело, не все могут: голова кружится, нужен хороший объем легких. Так что в основном у нас сейчас ребята заготавливают глину на будущий год», – рассказывает Мария.

Дальше Мария ведет нас в комнату, где стоит печь для обжига. Ее нужно разобрать, так как скоро приедет дружественный фонд, который раскрашивает керамическую посуду и глазурует в «Сундуке».
Фото: Дина Ивина / АСИ
Мария достает из печи кружки, раскрашенные как арбуз (внутри красные в точечку, снаружи – зеленые в полоску), тарелки, подсвечники и заготовки игрушек в виде овечек – символ уже 2027 года.
Как отмечает Мария, подготовку к Новому году в мастерской начинают аж в январе. Мастера-наставники разрабатывают дизайн будущих изделий, чтобы они были интересными, конкурентоспособными и доступными для мастеров с особенностями. Уже сейчас «Сундук» делает первые наработки и вместе с тем готовится к другим сезонным праздникам, например, к 8 Марта.
«Мы стараемся растянуть новогодние заказы на весь год, но это не всегда получается. Потому что заказчики согласовывают работы в сентябре. Поэтому основная работа по новогодним заказам приходится на осень», – говорит Мария Истомина.








Самые ходовые товары на Новый год – это изделия из керамики и ткацкие игрушки. И, кончено, популярны символы года: лошади, быки, овечки. Хотя, когда в 2023 году отмечали Год змеи, заказы с изображением символа года упали, говорит Мария.
Кулинарная мастерская
Вообще в «Сундуке» мастера могут попробовать себя в разных направлениях. Когда приходит новый подопечный, то с ним занимаются по каждому направлению, чтобы понять, что больше ему подходит и с чем он справляется лучше.

А еще в «Сундуке» есть своя кухня – в центре стоит широкий стол, а также есть пространство для готовки. Иногда здесь проходят кулинарные занятия.
Фото: Дина Ивина / АСИ
«Это, наверное, любимая мастерская наших ребят, – говорит Мария, включая граммофон и подбирая пластинку. – Причем многие пробуют тут что-то в первый раз, потому что обычно люди с нарушениями консервативны в еде».
Например, недавно под руководством мастера готовили паэлью с морепродуктами и лазанью. Эти навыки важны и в обычной жизни, ведь далеко не все люди с ментальными нарушениями готовят сами дома, такой опыт может быть им полезен в будущем.
Пока мы говорим с Марией, наступает время обеда, и на кухню начинают подходить подопечные. После перерыва они поменяются мастерскими: кто-то пойдет рисовать, кто-то – заниматься ткачеством.


Череда ярмарок и мухоморы с ушами
Мы с Марией перемещаемся в соседнюю комнату, где сидит всего один мастер. Ее зовут Саша – она делает керамические заготовки, которые почти никогда не требуют доработки. Для мастерской это очень важно, ведь все эти товары пойдут на продажу и должны быть хорошего качества.
Чаще всего товары продают на ярмарках, а в декабре их всегда много – только в Москве больше десятка городских и корпоративных маркетов. Обычно организаторы сами приглашают «Сундук» и другие благотворительные организации представлять свои товары.





В комнате, где занята Саша, стоит огромный оранжевый чемодан – в день очередной ярмарки его (и еще один чемодан) наполняют работами подопечных и везут на точку. Как отмечает Мария, продаются такие работы хорошо.
«Иногда наши ребята ездят с нами на ярмарки, но это скорее исключение. Там шумно, много народу – идет перегрузка. Но зато они всегда с нетерпением ждут нашего возвращения и спрашивают: “А что продалось? А мои работы купили?”»
Как отмечает администратор проектов фонда, у каждой мастерской есть свой покупатель. Поэтому сильной конкуренции на ярмарках не ощущается. Кто-то приходит за тарелками и кружками необычной формы, кто-то – за ровной посудой с рисунками особых мастеров.

Но «Сундук» старается не фокусироваться только на одном стиле. Работы подопечных самые разные. На полках лежат как милые керамические игрушки в форме лошадки-качалки, так и необычная подвеска в виде мозгов. А Саша в день нашего приезда работала над бражниками с черепами на спинке.
Фото: Дина Ивина / АСИ
«У нас очень творческая, немного стихийная мастерская. Обычно, когда наш креативный мастер делает мозги, сердца, мухоморы с ушами или что-то подобное, мы говорим: “Ну сколько можно, это кошмар!” А в итоге на ярмарке сметают все», – говорит Мария.
Планы на Новый год
Время приближается к середине дня, и прихожую наполняет множество голосов. Это в «Сундук» приехал с концертом певческий коллектив «Зеленый маятник». В его состав входят пациенты психиатрической больницы № 14. Они будут выступать перед подопечными со своими вокальными номерами – кто-то сольно, кто-то дуэтом.
Выступать будут в помещении, где находится художественная мастерская. Мы прощаемся с Марией. У нее впереди еще много работы, а завтра – еще одна предновогодняя ярмарка.
На прощанье она рассказывает: 25 числа «Сундук» отпразднует окончание 2025 года. Будет праздник, Дед Мороз, подарки. Потом – каникулы, а уже в январе – начинать подготовку к уже следующему Новому году.



Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.


