Новости
Новости
25.12.2025
24.12.2025
23.12.2025
18+
Серии

Кейс: акция «Навыки вместо игрушек», или Как фонд «Дети наши» научился общаться с бизнесом

Как фонд объясняет бизнесу, почему не нужно возить подарки в детские дома на Новый год, и чему сам учится в этом процессе.

Фото предоставлено фондом "Дети наши".

Партнеры

  • Фонд «Дети наши»
  • Рекламное агентство BBDO Group

История сотрудничества

Работа рекламного агентства BBDO Group с Сафоновским детским домом-школой началась в середине 2000 годов. Сначала сотрудники ездили из Москвы в Смоленскую область: дарили подарки, помогли сделать в детдоме ремонт. А позже заметили: от кульков с конфетами, новой мебели и аккуратно покрашенных стен в жизни воспитанников ничего не меняется.

Но постоянно заниматься проблемами учреждения компания не могла. Поэтому в 2006 году был создан благотворительный фонд «Дети наши». С самого начала фонд был самостоятельным юридическим лицом, хотя один из руководителей агентства вошел в состав его правления.

Дальше каждая организация продолжала работать в своем направлении. При этом агентство сохранило интерес к благотворительности, а фонд перенял некоторые приемы работы из бизнеса.

«Сегодня многие сотрудники группы подписаны на пожертвования в пользу фонда. Некоторые занимаются волонтерством, – рассказывает Ольга Коногина, менеджер по маркетингу в АО ББДО. – Ежегодно BBDO Group направляет в благотворительный фонд “Дети наши” средства, запланированные на новогодние корпоративные подарки».

Кроме того, в 2015 году агентство разработало для фонда кампанию «Навыки вместо игрушек».

«Кампания выглядела как серия рекламных принтов с изображениями игрушек. Но вместо кукол креативная команда показала упакованных репетиторов, – продолжает Ольга Коногина. – Таким образом, каждый раз, когда человек “покупал” одну из игрушек, на самом деле они пожертвовал деньги на одно занятие для детей из детских домов. В 2013-2015 годах это было новым инсайтом».

В чем проблема?

По наблюдению Василисы Тарадымовой, руководителя направления «Социализация» фонда «Дети наши», бизнес настроен помогать детям. Но редко кто из бизнесменов знает, как помочь с пользой. В 2015 году и вовсе единственным сценарием казались праздники со сладкими подарками. Но на самом деле гораздо эффективнее дарить детям навыки, которые в учреждениях получить нельзя.

«У детей из детского дома нет опыта, – рассуждает Василиса Тарадымова. – Семья – это постоянная практика, в которой нарабатываются навыки, нужные для жизни. Сходили в магазин, обсудили, что готовить на ужин. Родственники переживают, что маму уволили с работы. Ребенок в этом участвует или, по крайней мере, слышит.

Дети в детдоме тоже нарабатывают навыки: как разговаривать с воспитателями и старшими, как помочь младшим. Но когда такие ребята выходят в жизнь, их навыки оказываются не нужны – ведь жизнь намного сложнее опции “не злить воспиталку”».

Зато детям из учреждений очень пригодились бы другие знания. Нередко детские дома в России расположены на окраине городов или в отдаленных селах. И дети много лет живут там, не выезжая. Из-за этого выпускник детского дома может не знать элементарных вещей.

Например, что адрес нужной организации можно найти по карте в приложении. А в маршрутке нужно крикнуть водителю название остановки. Или что по одной стороне улицы стоят четные дома, а по другой – нечетные.

Фото: pixabay.com

Воспитанники детских домов стараются избегать агрессии взрослых. Они не умеют отстаивать свои интересы, не понимают, что будущее складывается из небольших последовательных шагов в настоящем.

Им сложно самостоятельно разобраться, как собирать документы по инстанциям, платить за квартиру и в принципе получения этой квартиры добиться. Они не знают, какие бывают профессии и как выбрать подходящую.

Поэтому с ними должны работать разные специалисты – психологи, репетиторы, коучи, наставники в профессиях. Причем в одних ситуациях лучше подходит групповая работа, в других – индивидуальная помощь. А еще таким детям очень нужны выезды за территорию детского дома и профориентация.

Реализация проекта

В 2015 году, в первый год проведения акции, итоги фонд «Дети наши» отдельно не подводил. В годовом отчете за тот год отмечено, что акция «привлекла к фонду новых партнеров». А принты первой акции эпизодически использовались в соцсетях фонда даже много лет спустя.

После акция «Дарите навыки вместо игрушек» стала ежегодной активностью фонда. Причем в 2016-м она упоминалась в соцсетях фонда не только в новогодние праздники.

В сентябре 2016 года был открыт отдельный сбор на акцию на платформе Planeta.ru. Тогда же фонд начал продвижение акции, ориентируясь на новогодние корпоративные пожертвования компаний. Параллельно могли жертвовать и частные лица – такая механика использовалась в последующие годы.

В том же году у акции появился еще один символ – треугольный фонарик с портретом ребенка. Фонд проводил акцию «Дарите навыки вместо игрушек» в крупных корпорациях Москвы. Тогда сотрудники девяти компаний могли сделать пожертвование и украсить елку именным фонариком, поддержав тем самым работу кружков и мастерских в двух детских домах Смоленской области. К такому формату присоединились Hasbro, BBDO Group, ROSATOM, «Связной» и другие компании. В результате было собрано более полумиллиона рублей.

В 2017 году агентство McCann Moscow и Московская школа кино сняли для фонда социальный ролик «Подарки связывают руки», идея которого заключалась в том, что обилие новогодних подарков создает у детей в учреждениях ложное ощущение, что все в жизни дается легко. Ролик помог привлечь к акции новых участников и наладить контакты с бизнесом. В 2017 году в ней приняли участие 13 компаний, было собрано 712 747 рублей.

С 2017 года итог сборов от акции в фонде стали подводить отдельно. Год от года он увеличивался, и в 2022-м – достиг 2,4 млн рублей, в 2023-м – упал незначительно до 2 млн рублей, а в 2024-м – снизился до 1,3 млн рублей.

В 2019 году фонд стал предлагать компаниям полную организацию предновогодних благотворительных активностей – от предварительной рассылки информации об акции до отчетов по ее итогам. На самом празднике сотрудники компаний наряжали елки фонариками с именами детей, а средства от пожертвований шли в фонд.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

В 2023 году за участие в акции «Дарите навыки вместо игрушек» ООО «Эсаб» стала лауреатом международной премии Intercomm в номинации «Территория добра» среди компаний численностью до тысячи человек. Сотрудники компании собрали деньги, которые пошли на оплату поездки детей в Технологический центр компании. Там они знакомились с профессиями оператора производственной линии, сварщика, сотрудника охраны труда, финансиста, логиста, юриста, сотрудника отдела персонала.

Во время этой поездки 19 подопечных попробовали самостоятельно вести сварку. По словам сотрудников фонда, работа сварщика заинтересовала молодых людей.

В 2024 году в фонде заметили, что пожертвования продолжают приходить и в январе, и продлили акцию до конца первого месяца года. Та же практика осталась и в следующем, 2025 году.

Особенности работы

Как отмечают в фонде, участие в акции научило их команду «упаковывать» свои программы в продукты. Это облегчило общение с бизнесом.

Например, фонд показывает, что деньги от пожертвований тут же пересчитываются в конкретные продукты – занятия в кружках, консультации психолога, профориентацию, месячную стипендию для студента постинтерната.

Фото: Freepik

«Бизнес ценит, когда с ним говорят на одном языке», – рассказывает Василиса Тарадымова.

Умение фонда подтвердить результаты своей деятельности исследованиями, во время которых бывших подопечных опрашивают об их благополучии – жизненном устройстве, уровне заработка, социальном окружении – и сопоставляют эту информацию с возрастной нормой, что делает участие в акции привлекательным для бизнеса.

Также, рассказывая об акции, фонд публикует много «историй успеха» – коротких рассказов о конкретных навыках, которые дети приобрели во время занятий со специалистами фонда.

При этом, по словам руководителя направления, в общении с разными компаниями приходится проявлять гибкость, чтобы понять, на какую возможную работу с фондом настроен сам бизнес. Кто-то, например, может оплатить отдельную поездку или часть услуг для детей, а кто-то заинтересован в программах корпоративного волонтерства.

Итоги

Сегодня у фонда есть опыт успешного сотрудничества с разными российскими компаниями. Среди его партнеров – «Мегафон», ЭСАБ, «Согласие», «Ланит», «Русгидро», «Кросс технолоджис», BBDO, «Биокодекс», «Черноголовка» и другие. Одна из программ фонда реализуется в том числе при содействии гранта благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

По данным исследования 2025 года, которое провел фонд, более 54% выпускников находятся в группе благополучных. Еще 37% отнесли к группе условно благополучных. Это значит, что, несмотря на отдельные сложности, большинство критериев благополучия у них присутствует.

Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо