Сделать фото с обезьянкой в южном городе, прокатиться в карете, запряженной лошадьми, или выпустить голубей на свадьбу – развлечения с животными могут казаться безобидными. Но только со стороны: на самом деле в сфере развлечений часто используются «одноразовые» животные, о чьем здоровье не задумываются в попытках заработать деньги.
Как отмечает Екатерина Дмитриева, директор Фонда защиты городских животных, проблема эксплуатации животных с целью заработка остается актуальной. В Москве она встречается реже и чаще всего быстро пресекается. Но в регионах ситуация остается острой, особенно в Калининграде и Краснодарском крае.
Кроме того, жестокое обращение с животными нередко маскируется под «развлечения» или «традиции» – из-за этого люди могут не задумываться, насколько губительно это для животного.
Какие виды жестокого обращения с животными бывают в городе?
По словам эксперта, сегодня в городах чаще всего встречается не стихийная, а вполне легальная эксплуатация животных, связанная с бизнесом и развлечениями.
Среди наиболее распространенных форм:
- фотографирование с животными за деньги;
- аренда животных на праздники, юбилеи, фестивали, детские мероприятия;
- использование животных как «декор» на выставках, в торговых и выставочных центрах;
- контактные форматы, которые по сути превращаются в законные контактные зоопарки;
- прокат и «донатные» прогулки на лошадях.
Эксперт подчеркивает: даже если все выглядит ухоженно и законно, это не означает, что животному не причиняют вред. Например, выставки с животными, которые за пару дней посещают тысячи людей, создают для животных колоссальный стресс. За короткое время их трогают сотни посетителей, что сказывается на психике и здоровье.
К жестокому обращению с животными на улице можно отнести и попрошайничество. Например, на улице сидит человек с табличкой «На корм другу», рядом стакан для сбора милостыни и собака на поводке. Очень часто животные используются для манипуляции – собранные деньги человек присваивает себе, а животное остается больным и голодным. Что при этом происходит с животным, чем болеет и сколько проживет – вопросы без ответа.
Отдельная проблема – катание на лошадях верхом и в повозке. Детей предлагают прокатить верхом на пони, взрослых – в повозке.
«В Суздале, где очень популярны такие поездки, мы проводили опрос с камерой, говорили с людьми, которые зарабатывают на таких конных прогулках. Они рассказали, что в день лошадь совершает 100-150 поездок, перевозя несколько тонн на себе – это запредельная нагрузка. При этом лошадь стоит 20-30 тысяч, и им ничего не стоит регулярно покупать новое животное, когда предыдущее перестает приносить доход», – говорит Екатерина.
Кто такие фотоживодеры и в чем заключается жестокость?
Фотоживодеры – это люди, которые зарабатывают на фотографиях с живыми животными. Чаще всего используются птицы, экзотические животные, а также щенки и котята.
Например, у выхода из ЗАГСа стоит человек с голубями и предлагает сфотографироваться молодоженам. Внешне все может выглядеть безобидно: птица сидит на плече, спокойно позирует, прохожим кажется, что «ничего страшного не происходит». Но это обманчивая картинка.
Животные не приспособлены «работать» часами на шумной улице, находясь под палящим солнцем и постоянно контактируя с людьми. От постоянных прикосновений шерсть и оперение портится, а животное испытывает стресс.
Такие животные живут недолго. Часто их называют «одноразовыми»: их постоянно передают из рук в руки, удерживают в шуме, на жаре или холоде, нередко используют седативные препараты. Когда животное перестает «работать», его просто заменяют новым – стоимость многих птиц крайне низкая.
«Опять-таки, для Москвы это не сильно актуально. У нас запрещена продажа, около церкви птицами не торгуют. Но ты отъезжаешь 50 километров от Москвы и вот — браконьеры, которые ловят сетями птиц, а потом их продают», – говорит директор Фонда защиты городских животных.
«Одноразовых» голубей используют на церковных праздниках, при выписке из роддомов и даже на поминках. Люди покупают их, фотографируются с ними и «выпускают на свободу». Хотя большинство птиц не выживают: с поврежденным оперением они не способны существовать в естественной среде.
Что делать, если вы стали свидетелем жестокого обращения?
В российском законодательстве есть статья, предусматривающая уголовную ответственность за жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье. Но на практике привлечь человека к ответственности удается крайне сложно.

Говоря про эксплуатацию на улицах, эксперт отмечает: правоохранительные органы часто не готовы или не умеют работать с такими случаями, а иногда сами относятся к подобным развлечениям как к «норме». Тем более в России отсутствует полноценная законодательная база, запрещающая эксплуатацию животных в развлекательных целях.
Фото: Марина Некрасова / АСИ
У зоозащитных организаций тоже нет особых полномочий: фонды работают в том же правовом поле, что и обычные граждане. Чтобы можно было действовать юридически, необходим очевидец и заявление. Но и это не гарантирует, что проблему получится решить.
«Для примера, история с вызовом животных на праздники. Это действительно очень популярно, и бороться с этим практически невозможно. За то время, что мы составляем обращение в ведомство и его там рассматривают, люди миллион раз меняют IP-адрес и делают “зеркала” сайтов», – приводит пример Екатерина Дмитриева.
Конфликт и попытки силой забрать животное тоже не работают. Бывают случаи, когда люди готовы выкупить животное, но это сложный вопрос, ведь спрос рождает предложение. Вместе с тем часто – это единственный способ спасти конкретное животное здесь и сейчас. Каждый человек принимает это решение сам, оценивая последствия и свои силы.
Как решить проблему?
Даже сталкиваясь с очевидной эксплуатацией животных, люди часто предпочитают не вмешиваться. Срабатывает эффект «нормализации»: если лошадь катает туристов, а рядом стоят другие люди и фотографируются, кажется, что все в порядке. Кроме того, многие боятся конфликта или считают, что «ничего не изменят». Но молчаливое согласие – важная часть системы жестокого обращения.
Самое доступное и эффективное действие, по мнению эксперта, – не становиться потребителем таких услуг: не фотографироваться, не давать деньги, не заказывать животных на праздники.
Также важно объяснять детям, что животные – не игрушка. В фонде уверены: 15 минут езды на пони не дадут ребенку ничего ценного, его жизнь не станет лучше от этого. А вот для животного нагрузка уменьшится.
Можно говорить и с окружающими – спокойно и без агрессии. Иногда достаточно задать простой вопрос: «Вы уверены, что этому животному не больно?» Такие сомнения могут стать первым шагом к отказу от участия в жестоком развлечении.
Жестокое обращение с животными держится не только на беззаконии, но и на общественном согласии. И изменить ситуацию можно только тогда, когда отношение к животным перестанет быть потребительским – как к объектам или аттракционам.
А решается ли проблема?
Фонд защиты городских животных регулярно публикует тематические посты, снимает объясняющие ролики и запускает петиции с требованиями прекратить те или иные жестокие городские развлечения с участием животных.

Например, в 2024 году зоозащитникам удалось добиться отмены гусиных боев в Суздале. По наводке зоозащитников Департамент музеев и внешних связей Минкульта направил письмо руководству Владимиро-Суздальского музея-заповедника с просьбой «принять необходимые меры к прекращению такого рода мероприятий».
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Этот пример показывает: даже устоявшиеся «традиции» можно изменить, если им противостоит общество. Система жестокого обращения с животными держится на привычке, равнодушии и деньгах. Не купить билет, не сделать фото, не пройти мимо, не промолчать – маленькие шаги, которые складываются в большое давление. Победить систему возможно, когда ответственность за жизнь и благополучие животных перестает быть «чьей-то чужой проблемой».
Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.
