Большой совет НКО Воронежской области появился в 2012 году. Как изменилось положение некоммерческих организаций в регионе за это время?
Произошел прорыв в сфере НКО. Он начался как раз с момента создания Большого совета НКО. Изначально мы предполагали, что это будет диалоговая площадка для взаимодействия, выработки общих решений с органами власти, доведения определенной информации и предложений. Потом мы определили три концептуальные задачи. Во-первых, это появление региональной программы поддержки СО НКО. Во-вторых — повышение качества деятельности СО НКО в области. За весь период работы совета мы провели более 150 семинаров, лекций, тренингов для НКО. Помимо этого, мы проводили семинары для местных органов управления по работе с местными сообществами. Третьей задачей совета было создание ресурсного центра.
Все эти задачи на сегодня выполнены?
Да, можно сказать, что три основные задачи мы выполнили. Если говорить конкретно о положении некоммерческого сектора, то можно отметить положительную динамику как с точки зрения увеличения реализуемых проектов, так и с точки зрения регистрации новых некоммерческих организаций. В Большом совете НКО работают два юриста-волонтера, к которым регулярно обращаются за консультациями по деятельности СО НКО и по вопросам регистрации организации. В этом году за помощью в регистрации к ним обратилось более 30 сообществ.
То есть, по сути, ситуация начала меняться, когда появился общественный орган, в котором можно обсуждать проблемы и формулировать общую стратегию их решения?
Да. С одной стороны, повлияло появление сообщества, а с другой — власть стала больше внимания уделять НКО как на региональном уровне, так и на федеральном. Если говорить о 2015 годе, то в Воронежской области НКО попали в определенный тренд. Им уделяется много внимания, пошла конкретная работа.
Насколько успешна региональная программа поддержки СО НКО, в рамках которой проходят конкурсы на получение субсидий?
Она работает вполне эффективно. В прошлом году более 70 организаций получили поддержку в виде субсидий. Суммарный объем составил около 70 млн рублей. На региональном уровне каждый год определяются приоритеты по направлениям. С одной стороны, они определяются исходя из запросов общественных объединений. С другой — отражают, какие направления наиболее востребованы в настоящее время.
Вы сказали о том, что приоритеты определяются в том числе по запросу общественных организаций. Но есть сферы, в которых работает очень много организаций, а есть направления, в которых одна-две. Вы не считаете, что этой программой нужно стимулировать НКО заниматься тем, чем никто не занимается?
В этом есть необходимость, но вопрос в том, что средства ограничены. И мы рискуем загнать НКО в узкие рамки. Если идти по пути узких направлений, то мы можем столкнуться с проблемой, что НКО не будут писать заявки. Такие проблемы и сейчас бывают, что в определенных департаментах на конкурс подаются две-три заявки, и конкурс может не состояться.
На федеральном уровне давно поднимается вопрос о том, что есть сферы, в которых часть обязанностей необходимо делегировать НКО. Есть ли в Воронежской области НКО, которые готовы взять на себя эти функции?
Сейчас некоторая работа в этом плане ведется, и есть НКО, готовые выполнять эти задачи. Но в большей степени на сегодняшний день некоммерческий сектор не готов к тому, чтобы с профессиональной точки зрения взять на себя функции государства. С моральной точки зрения, готовность есть. Поэтому перед нами стоит задача после открытия ресурсного центра начать плотно работать с Департаментом социальной защиты, чтобы понять, какие функции он готов передать некоммерческим организациями, и потом готовить к этому НКО. Это бюджетные деньги, там своя система отчетности, свои правила. Всему этому НКО надо обучать.
Как вы считаете, есть ли какие-то масштабные проблемы у НКО в Воронежской области?
Именно в регионе масштабных проблем сегодня я не вижу. Проблема есть на федеральном уровне в плане распределения президентских грантов. Москва, Московская области и Санкт-Петербург забирают львиную долю всех грантов. Региональные НКО подают по 30-40 заявок, а выигрывает одна-две. При этом заявки отвечают всем требованиям. Уже было озвучено, что должен появиться грантовый оператор, который будет работать отдельно с сельскими НКО. Но и тут есть большая проблема. Если при подсчете СО НКО в сельской местности мы наберем два десятка по Воронежской области, это будет здорово. И это проблема не только Воронежской области. Конечно, такой грантооператор подстегнет создание сельских НКО, но, с другой стороны, в первых конкурсах участников будет не очень много. И их также нужно обучать. Если спектр будет расширен для организаций, которые работают с селом, то мы можем получить большее количество НКО. Может быть, это позволит решить проблему доступа региональных организаций к президентским грантам.
Какие цели вы ставите на следующий год?
Первое – продолжение процесса по повышению качества деятельности СО НКО. Планируем в следующем году выезды в районы, семинары и тренинги, на которых будем учить работать с местными сообществами. С одной стороны, популяризируем деятельность НКО, с другой – поддержим те сообщества, которые есть, чтобы помочь им выйти на более качественный уровень. Кроме того, необходимо заняться именно вопросами отработки технологий и подготовки НКО к передаче определенных госфункций. Третий момент – поработать над реестром социально ориентированных НКО.