Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Новости

Эксперты назвали перспективные направления работы с пожилыми людьми для компаний

Участники I Общероссийской конференции «Компании — старшему поколению. Вдохновляющие корпоративные практики» узнали о различии в восприятии границ старости, принципиально разных подходах в заботе о старшем поколении и о том, какие психотипы людей зрелого возраста более всего предрасположены к эффективной работе.

Конференция собрала представителей бизнеса, органов власти и гражданского общества. Участники поделились примерами включения проектов поддержки пожилых людей в стратегию социальной ответственности коммерческих структур, а также видением тенденций, перспектив развития деловой активности компаний в этой сфере.

Организаторами конференции выступили Центр развития филантропии «Сопричастность» и Клуб корпоративных филантропов.

Число людей старшего возраста в России, как и во всех других странах Европы, постоянно растет. Сейчас люди старше 65 лет составляют 13% общего населения страны, а к 2030 году их доля составит уже 19% населения (прогноз Росстата на 2030 год).

Директор Института психогенетики, преподаватель РАНХиГС Людмила Мосина отмечает, что при работе с пожилыми людьми и реализации проектов по старшему поколению нужно учитывать ряд особенностей.

Эксперт выделяет четыре источника жизненной силы: полноценная работа, полноценное развлечение, полноценное обучение, полноценный отдых.

«Дело в том, что люди серебряного возраста нередко остаются без одного из этих источников – без полноценной работы. Если они смогут переключить внимание на личностный рост, на работу над собой, на возраст счастья, то получат возможность развиваться сами. Наша задача — объяснять и поддерживать их в этом», — говорит Людмила Мосина.

Есть четыре типа людей зрелого возраста в зависимости от их активности и отношения к переменам, рассказывает специалист: философ, стратег, наблюдатель, критик. По мнению Людмилы Мосиной, стратеги – самые активные люди, они принимают перемены, на них можно опираться. Включение их в сферу своих интересов позволит эффективнее решать те задачи, которые стоят перед бизнесом или в жизни. Однако в общей доле их чуть меньше 15%.

Людмила Мосина отмечает, что есть два подхода к заботе о старшем поколении: ценностный и функциональный. Ценностный подход – это когда инвестируются и поддерживаются проекты, например, по самореализации людей серебряного возраста, использования их опыта и возможностей. Также это проекты, которые решают проблемы воспитания молодого поколения, прививают уважение к старшим. В качестве примера она приводит проект по совмещению дома престарелых и детского дома. Функциональный подход предусматривает реакцию на проблемы старшего поколения: заботу о том, чтобы они были сыты, получали хорошие медицинские услуги и т.д.

Людмила Мосина
Людмила Мосина

Мужчины и женщины по-разному относятся к видам помощи, говорит директор Института психогенетики.

«Мужчины легче принимают помощь от государства, реже заявляют о своих проблемах в терминах «хотел бы получить помощь», труднее признают свою неспособность работать в прежнем режиме. Стараются все делать сами. А женщины реагируют иначе. Они легче принимают заботу и помощь из различных источников. Предпочитают помощь в знак благодарности за прошлые заслуги. Легче признают снижение уровня возможностей», — поясняет эксперт.

По данным Европейского социального исследования (ESS), которое проводит ЦЕССИ (Институт сравнительных социальных исследований) каждые два года на протяжении последних десяти лет, границей старости в России в среднем люди считают 64 года. «При этом различия в восприятии границ старости между людьми разных возрастных групп довольно существенны. Для молодых людей «старость» наступает уже около 60 лет. С возрастом эта граница отодвигается, но, тем не менее, в целом «субъективная» старость, ощущение старости наступает в России довольно рано», — говорит руководитель направления маркетинговых и корпоративных исследований ЦЕССИ Александра Бронникова.

Вторая тенденция, по ее словам, заключается в том, что коммуникация и взаимодействия между людьми разных возрастных групп за пределами собственной семьи в России довольно ограничены. По данным ESS, лишь у чуть более трети 50-летних, пятой части 60-летних и 17% 70-летних россиян есть друзья молодого возраста. В других европейских странах ситуация совершенно другая. У всех старших возрастных групп дружеское взаимодействие с молодыми в несколько раз выше.

Александра Бронникова
Александра Бронникова

Созидательная активность людей пожилого возраста в России сконцентрирована на семье и редко выходит за ее рамки. Включенность пожилых в активную социальную деятельность очень ограничена. С этим связана и проблема одиночества. По данным ESS, лишь 3% 60-летних и 1% 70-летних участвуют в добровольной общественно полезной деятельности. В других европейских странах такое участие значительно выше и достигает 30% среди 60-летних и 24% среди 70-летних и даже 7% среди 80-летних во Франции, приводит данные исследования Александра Бронникова.

В самом направлении благотворительности помощь пожилым пока не занимает ведущую роль, хотя перспективность работы с этой группой все больше и больше осознается как компаниями, так и обществом в целом, и это открывает новые возможности для компаний, считает эксперт. В отношении работы с пожилыми людьми исследователи видят несколько основных перспективных направлений.

Во-первых, это создание возможностей для пожилых людей активнее участвовать в социально полезной деятельности. Именно таким образом хотя бы отчасти решается проблема одиночества и социальной исключенности пожилых. Пожилые люди могут стать неоценимыми помощниками в работе по улучшению жизни в своих районах, быть наставниками для детей в секциях, кружках, домах творчества, оказывать разнообразную помощь благотворительным организациям, женским организациям и т.п.

Второе направление – помощь в поддержании физического здоровья. Организация спортивных команд для пожилых, освоение новых видов спорта, велосипедные прогулки, а также информация о способах ведения здорового образа жизни могут стать такими проектами.

Третье направление – формирование справедливого и позитивного образа старости и пожилого человека. В общественном сознании пожилые люди воспринимаются зачастую как обуза, бремя, по крайней мере, с экономической точки зрения. «Показать необходимость людей пожилого возраста нашему обществу, их созидательную роль – наша общая задача», — говорит Александра Бронникова.

ОБщая

Как считает директор Института психогенетики, преподаватель РАНХиГС Людмила Мосина, нужно стремиться донести до молодого поколения, что уважение к старшим – это фундамент жизнеспособности. «Это естественная потребность людей поддерживать заботу о других. Нужно позволить людям делать это добровольно, объяснять им, что это дает, — говорит Мосина. — Благотворительность позволяет расти нашему благополучию. Чем более масштабные проекты вы беретесь финансировать, на уровне города, края, государства, тем более счастливым становитесь вы сами и тем эффективнее развивается ваш бизнес». Сегодня люди хотят понимать, как заботиться о своих родителях, о старшем поколении, чувствовать себя лучше, резюмирует эксперт.

Фото: Мария Аксёнова и Фонд Тимченко

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике