Законопроект направлен на создание равного доступа некоммерческих организаций к тем видам деятельности, которые уже сегодня оказываются, как правило, государственными учреждениями за счет бюджета, говорит председатель Комитета Государственной Думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина. Из социально ориентированных НКО, зарекомендовавших себя в качестве безупречных партнеров государства, будут выделены организации, которые получат статус «исполнитель общественно полезных услуг».
Приобретение этого статуса предоставит организации дополнительные преференции на два года. На какие именно преференции смогут претендовать «исполнители общественно полезных услуг», будет решено уже после принятия данного законопроекта, рассказала Баталина. Предполагается, что, в первую очередь, такие НКО обеспечат себе внеконкурсный доступ к бюджетным средствам, подчеркнула она. «Набор таких преференций, разумеется, будет шире. Потому что запросы у НКО тоже разные», – говорит Баталина. Она рассказала, что сегодня идет работа над формированием перечня форм поддержки, которые могут быть привлекательными для некоммерческих организаций.
Законопроект об «исполнителях общественно полезных услуг» был внесен в Госдуму в конце марта 2016 года. Обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих возможность наделения некоммерческих организаций статусом «исполнитель общественно полезных услуг» и предоставления таким организациям льгот и преференций, поручил в декабре 2015 года Президент РФ Владимир Путин. Соответствующий законопроект был подготовлен депутатами при поддержке членов рабочей группы по НКО при администрации президента. Минимальный перечень «общественно полезных услуг» будет утвержден постановлением правительства: постановление будет описывать базовый перечень услуг, список их услуг может варьироваться в зависимости от изменения социальных приоритетов государства.
«Исполнителем общественно полезных услуг» может быть признана НКО, которая на протяжении одного и более года оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не являющаяся «иностранным агентом» и не имеющая задолженностей по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством РФ, обязательным платежам. По словам Баталиной, эти требования являются «минимальным входным барьером». «При разработке законопроекта мы ставили перед собой задачу сделать количество этих барьерных требований очень-очень небольшим», – рассказала она.
Министерство экономического развития РФ поддерживает законопроект, но с оговорками, заявила Елена Иваницкая, начальник отдела департамента социального развития и инноваций. В частности, в министерстве считают дискриминационной норму о том, что «исполнителем общественно полезных услуг» не может быть признана НКО, внесенная в реестр «иностранных агентов». Эта норма противоречит постановлению Конституционного суда РФ о соответствии закона «об иностранных агентах» главному закону страны, считают в Минэкономразвития. По мнению Баталиной, в этой норме нет дискриминации «иностранных агентов», поскольку государство само «устанавливает правила игры» и вправе определить, кого оно видит в качестве партнера.
Законопроект направлен на поддержку тех социальных услуг, которые сегодня востребованы непосредственными получателями данных услуг, но которые при этом не имеют достаточного возмещения, говорит Светлана Петрова, директор департамента демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социального развития РФ. Документ позволит расширить спектр НКО, которые будут поставщиками социальных услуг и, возможно, даже решить вопрос очередности, который существует в этой сфере, считает она.
«Тем более, что демографические подвижки у нас таковы, что в любом случае нам надо расширять спектр поставщиков, расширять сферу социальных услуг и необходимо поддерживать различные модели, которые будут влиять на вхождение новых поставщиков, на оказание новых социальных услуг», – подчеркнула Петрова. Она заявила, что Минтруд поддерживает законопроект концептуально и готов представить свои замечания редакционного характера.
Этот законопроект является частью складывающейся системы доступа некоммерческих организаций на рынок социальных услуг, говорит член Общественной палаты РФ Елена Тополева. Многие регионы уже обладают соответствующим опытом, отмечает она: где-то уже произошло разгосударствление сектора социальных услуг, где-то были созданы механизм взаимодействия различных министерств социального блока с НКО по обеспечению поэтапного доступа третьего сектора на рынок социальных услуг, а где-то более развиты механизмы субсидирования НКО, работающих в этой сфере.
Опыт уже есть, его необходимо собирать и тиражировать, подчеркнула Тополева. При этом она отметила, что и проблем остается достаточно много – это касается как самих НКО, которые во многом не готовы к выходу на рынок социальных услуг, так и органов власти, которые не всегда готовы пускать некоммерческие организации на этот рынок.
Фото: flickr.com/matchfitskills