Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Новости

Эксперты: журналистам надо объяснять людям, что благотворительность — это норма

На журфаке МГУ обсудили, как сделать темы добровольчества и сбора денег популярнее криминала и скандалов.

Кого и когда интересуют социальные темы

Социальная журналистика — самая интересная для публики область работы СМИ, считает директор портала «Такие дела» Митя Алешковский. Такое мнение он высказал на совместном круглом столе Агентства социальной информации и кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

«То, что социальные темы никого не интересуют, неправда. Это больше всего интересующие всех темы. Нас куда меньше беспокоят события в Сирии, чем происходящее у нас дома, у наших соседей, в нашей конкретной больнице или с нашими знакомыми. Это золотая жила журналистики и самая востребованная, самая рейтинговая ее часть. Если вы говорите, что социальная тематика никого не интересует, это значит, что вы просто не можете ее правильно подать», — уверен он.

Митя Алешковский
Директор портала «Такие дела» Митя Алешковский. Фото: Вадим Кантор/архив АСИ

Он отмечает, что социальная журналистика — это не только статьи о боли, страданиях и умирающих людях и просьбы о деньгах, а рассказ о том, что нас окружает. Успех портала «Такие дела» в том, что его журналисты стараются показать социальную проблематику через человека и его отношения со страной. «Человек никогда в жизни не даст деньги на проект, который системно решает какую-то проблему, если он эту проблему не осознает и не понимает, — подчеркивает журналист. —  Мы в «Таких делах» добились довольно хороших показателей  — у нас больше миллиона посетителей сайта в месяц. При этом первый наш материал вообще был про панка-алкоголика из Орла. Как это относится к благотворительности? Да очень просто: это все люди в нашей стране, они живут вот так. Есть огромное количество людей, которые вот так убивают себя всю жизнь».

Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова считает по-другому — что социальные темы становятся интересны журналистам, только когда происходит какой-то несчастный случай, несправедливость или скандал, и это плохо.

«Я утрирую, но сейчас это так, поэтому нам нужно воспитать людей, которые смогут говорить на социальные темы. Не только про сбор денег или чужие беды, но и про гражданские подвиги, хорошие поступки и добрые дела. Давайте увеличивать количество положительных примеров для общества. Вот все сейчас обсуждают закон о декриминализации побоев, но закон ведь ничего не изменит в обществе, если мы не изменим само общество, — говорит Мишонова. — У нас в обществе уровень жестокости зашкаливает, а раньше все-таки за душу и нравственное воспитание в больше степени отвечали журналисты. Сейчас очень много делают социальные сети, проекты, предприятия. Есть люди, которые продвигают правильные идеи, но мы про них, к сожалению не знаем и не слышим. Задача журналистов, как мне кажется, формировать в обществе положительные представления, чтобы мы стали добрее».

Учить просить о помощи

Но часто люди не хотят говорить о своих добрых делах или даже о том, что им нужна помощь. Преподаватель факультета журналистики МГУ Татьяна Порецкая рассказала о ситуации с журналисткой радиостанции «Эхо Москвы» Майей Пешковой, которой из-за диабета ампутировали ногу: «Знаете ли вы о каких-то событиях в журналистском сообществе не тогда, когда журналисты нужны вам как профессионалы и работники, а когда ситуация становится критической для самого человека?», — обратилась к экспертам круглого стола Порецкая.

«Понимаете, если человек молчит, ему не поможешь. Нельзя причинить добро. Но мне кажется, что в современной журналистике потерялась очень важная вещь — журналисты не хотят оказывать помощь, они считают, что их вовлеченность в дело заканчивается на отправке файла с текстом редактору. А вся элита журналистов, которых я знаю в России, выстраивает отношения с людьми, о которых пишет. Они звонят им хотя бы раз в полгода и спрашивают, как у них дела. Эта черта, на мой взгляд, обязательна для нашей профессии», — считает Митя Алешковский. Он также отмечает, что сейчас некоммерческий сектор сильно развивается потому, что люди понимают: надеяться на власть, бизнес или кого-то еще не стоит.

Мысль о том, что в первую очередь надеяться надо только на себя, поддерживает проект Агентства социальной информации «Шаг вперед». «В головах у большинства людей все еще патерналистское сознание — привычка к тому, что кто-то за нас все сделает. Мы поставили себе цель добиться со временем того, что люди перейдут от этой модели и поймут, что все зависит на самом деле от них самих. И если они не будут просить помощи, то им никто не поможет. Никто просто не узнает о том, что она им нужна», — рассказывает руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации Ольга Дроздова.

руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации Ольга Дроздова
Руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации Ольга Дроздова. Фото: Ольга Воробьева/архив АСИ

Эксперты подытожили: люди должны быть готовы рассказывать о себе, обращаясь к журналисту или в благотворительный фонд, и должны привыкнуть к тому, что благотворительность — это не что-то необычное и непонятое.

«Нужно объяснять, что благотворительность — это норма. Пока подобное поведение является чем-то выходящим за пределы общественного понимания и нормы —  это проблема», — уверен Алешковский.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике