Эксперты в сфере социального предпринимательства, краудфандинга и «экономики соучастия», представители СМИ и социальных медиапроектов, преподаватели факультетов журналистики российских вузов обсудили, как в современном медиапространстве отражаются темы, связанные с появлением и развитием новой экономики, основанной не на получении частной прибыли, а на стремлении людей к решению социальных проблем и к социальной справедливости.
Эксперт Комитета гражданских инициатив Вячеслав Бахмин говорил об активно набирающей обороты шеринг-экономике (sharing economy) — это когда человек бесплатно или за деньги делится вещами, которыми мало пользуется, и услугами, имеющимися в его распоряжении: сдает свою квартиру в частную аренду через интернет, предоставляет свою машину сервису такси и пр. По словам Бахмина, это явление известно уже давно, но сейчас оно приобрело новый смысл и по-новому влияет на мировую экономику.
«Публичные библиотеки, пункты проката оборудования — все это было и раньше, но было небольшого масштаба. Это то, что было на рынках, например, блошиных, когда люди сами покупали и договаривались о цене. И всегда был посредник, а теперь вы связываетесь с другим человеком напрямую. Сейчас интернет и есть большой блошиный рынок. Даже Facebook — это попытка делиться эмоциями и тем, что вас беспокоит. Это становится частью жизни, и это другие взаимоотношения между людьми: горизонтальные связи теперь намного важнее, чем вертикальные. Сейчас вы сами отвечаете за то, кого вы выбрали в партнеры. Это отношения совсем другого типа: если раньше мы все всегда полагались на кого-то, то теперь мы полагаемся на себя. Шеринг-экономика — это очень хорошая тренировка для ощущения свободы и ответственности за то, что ты делаешь», — отметил эксперт.
Краудфандинг — это в каком-то смысле тоже шеринг (share — делиться), только шеринг деньгами. Об истоках краудфандинга и его связи с памятником Минину и Пожарскому рассказала PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Василина Горовая: «Памятник Минину и Пожарскому тоже создан по принципу краудфандинга: на него скидывались всем миром и на нем, в качестве вознаграждения, указаны фамилии всех его жертвователей. В чем суть крудфандинга: у меня есть идея, в которой могут быть заинтересованы другие люди, и я четко понимаю, что для ее реализации нужна конкретная сумма. Я говорю об этом в интернете и предлагаю всем помочь мне. Но в отличие от благотворительных целей, где мотивацией является просто доброе волеизъявление, здесь есть вознаграждения за пожертвования. Вкладывающий деньги взамен получает, например, будущий продукт», — объяснила эксперт.
Краудфандинг в том числе спасает некоторых социальных предпринимателей, которые пытаются начать свое дело.
«Словосочетание «социальное предпринимательство» довольно часто употребляется в медиа и в социальной журналистике в частности. Говорят, что нельзя соединять эти два слова, потому что, с одной стороны, предпринимательство — это деятельность, направленная на получение прибыли, а с другой, социальное — это не про прибыль вовсе. Но во всем мире уже много лет, и в России последние лет десять это словосочетание существует как элемент самоопределения людей, которые занимаются социальными вещами, но пытаются их построить так, чтобы они жили финансово независимо от каких-то субсидий государства, пожертвований и т. д. Люди занимаются и торговлей, и услугами, это заведомо вообще не окупается или почти не окупается, но у них другие цели — не прибыль, а общественное благо, социальные достижения», — рассказал директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер.
Деньги на благотворительность можно собирать и журналистикой. Преуспел в этом, например, портал «Такие дела». По словам директора портала Мити Алешковского, также гостя круглого стола, человек никогда в жизни не даст деньги на проект, который системно решает какую-то проблему, если он эту проблему не осознает и не понимает.
«Мы в «Таких делах» добились довольно хороших показателей — у нас больше миллиона посетителей сайта в месяц. При этом первый наш материал вообще был про панка-алкоголика из Орла. Как это относится к благотворительности? Да очень просто: это все люди в нашей стране, они живут вот так. Есть огромное количество людей, которые вот так убивают себя всю жизнь», — отметил Алешковский.
О том, как самому включиться в экономику соучастия и получить такую помощь, например используя проект Агентства социальной информации «Шаг вперед», говорила руководитель социальных проектов и программ АСИ Ольга Дроздова. «В головах у большинства людей все еще патерналистское сознание — привычка к тому, что кто-то за нас все сделает. Мы поставили себе цель добиться со временем того, что люди перейдут от этой модели и поймут, что все зависит на самом деле от них самих. И если они не будут просить помощи, то им никто не поможет. Никто просто не узнает о том, что она им нужна», — рассуждала она.
Итоги круглого стола, который состоялся уже в 14-й раз, подвела в интервью АСИ заместитель заведующего кафедрой периодической печати, доктор филологических наук Татьяна Фролова: «Новые социальные практики, которые представили журналисты и активисты некоммерческих организаций, набирают силу. Десять лет назад мы говорили о том, что нужно привлекать внимание общества к социальным проблемам. Сегодня же можно обсуждать реальную активность гражданского сектора, которая становится все более заметной. В этой сфере работают молодые, современные, энергичные люди, уверенные в том, что преобразования не только возможны, но и неизбежны; они привлекают молодое поколение, стремящееся к действиям и результатам».
По ее мнению, в научной, а также индустриальной среде активно обсуждается глубокое противоречие между должным и реальным в журналистике. «Тревога по поводу утраты современной журналистикой миссии общественного блага не лишена оснований. Но, как показывает близкое знакомство с реалиями социальной сферы, немало и позитивных примеров в развитии гражданского общества, которые просятся в публичную сферу. Нашли ли журналисты для этого адекватные современные формы и подходы? В массе — нет. Осмыслить опыт, который есть, описать его, стимулировать распространение — в этом и состоит задача исследователей и преподавателей факультетов журналистики. Прошедшая конференция представляет собой движение на этом пути», — подчеркнула она.