Инициатор просветительской акции — фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер». Компания распространяет памятки с информацией от специалистов в этой сфере, проводит выставки и лекции.
Помимо этого, компания представляет результаты ежегодного опроса «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер». Так организаторы акции надеются сформировать у российских женщин культуру заботы о своем репродуктивном здоровье и привычку регулярно посещать специалиста.
В 2017 году опрос проходил совместно с ВЦИОМ с 20 по 25 марта среди 1200 девушек и женщин в возрасте 18-45 лет.
Результаты показали, что почти половина женского населения страны (49%) обращается к гинекологам для профилактики. Однако при появлении тревожных симптомов наиболее типичный сценарий поведения — ожидание. Если симптомы через некоторое время не проходят, то 59% женщин идут к врачу. А 14% могут обратиться за помощью к специалисту, только если ситуация заметно ухудшится. Как утверждает Виктор Радзинский, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом неонатологии РУДН, этого делать категорически нельзя.
«У нас в стране у женщин не сформирована культура заботы о своем здоровье, — говорит Радзинский. — Если женщина не посещает специалиста раз в год или хотя бы раз в два года, мы не можем своевременно диагностировать многие заболевания. Например, иногда мы сталкиваемся с настолько запущенными формами злокачественных новообразований, которые свидетельствуют о том, что пациентка не была у гинеколога более пяти-семи лет. Это касается, например, рака шейки матки — заболевания, которое современная медицина может предотвратить, если выявить нетипичные изменения клеток своевременно».
При выборе специалиста многие женщины обращают внимание на квалификацию врача (4,86 баллов из 5), показывает опрос. Важны для пациенток также условия приема, наличие необходимого оборудования. А вот очереди и сложность записи на прием не особо пугают респондентов.
Диалог с врачом
Треть россиянок (32%) имеют «своего» врача, а почти половина (49%), помимо этого, иногда могут обратиться за консультацией и к другому гинекологу. По словам Виктора Радзинского, с развитием интернета женщины стали активно участвовать в выборе методов диагностики и лечения. Поэтому для обеспечения эффективного диалога врачи должны объяснять логику своего назначения, вовлекать пациенток в обсуждение, считает специалист.
По результатам дополнительного опроса, проведенного в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, большинство респондентов из Санкт-Петербурга (60%) отметили, что в городе достаточно квалифицированных гинекологов, в Екатеринбурге этот подтвердили 56%, а среди москвичек только половина женщин (51%) довольны уровнем образования врачей. Зато жительницы столицы, согласно исследованию, чаще остальных приходят к гинекологу на профилактические осмотры: 37% делают это раз в полгода, тогда как по стране этот показатель составляет 29%.
Неделя женского здоровья завершится 23 апреля. В Москве 22 апреля в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» откроется выставка гербер — символа проекта. Здесь же 22 апреля в 13.00 пройдет лекция специалиста по женскому здоровью.