Исследование проводилось в формате массового и экспертного опросов. Результаты массового опроса показали, что почти три четверти москвичей считают городскую среду доступной для людей с инвалидностью. 14,3% опрошенных так не считают, 7,2% ответили, что среда скорее недоступна, 4,4% затруднились ответить, сообщает портал DISLIFE.
Почти половина респондентов делает такие выводы, исходя из личных наблюдений. 40,5% отвечают так, исходя из информации в СМИ. Еще 3,9% горожан узнает о ситуации от самих инвалидов, 2,1% — от социальных работников.
О наличии достаточного количества общественных зданий, парков и скверов, приспособленных для людей с ограниченными возможностями здоровья заявили 43,1% опрошенных. Чуть больше людей считают, что такие места в городе есть, но их мало. О том, что приспособленных для людей с инвалидностью общественных мест в городе нет сказали 4,2% респондентов. Кроме того, 86,1% москвичей утверждают, что их подъезд приспособлен для инвалидов.
«На мой взгляд, этот опрос не объективен: подавляющее большинство респондентов никогда не сталкивалось с инвалидностью, поэтому нет смысла спрашивать у них, насколько доступна городская среда. Это примерно то же самое, что спросить у человека, который ничего не знает о диабете, о качестве соответствующих лекарств, — рассказал АСИ Юрий Ковалев, основатель и руководитель портала для людей с инвалидностью DISLIFE. — В то же время мы не можем делать выводы о восприятии ситуации исключительно со стороны, поскольку среди опрошенных все-таки есть люди, знакомые с инвалидностью. Мне кажется, в данном случае правильней было бы разделить респондентов на две группы – с инвалидностью и без, а затем сравнить полученные результаты».
По словам Юрия Ковалева, изменения в уровне доступности городской среды есть, но они носят бессистемный характер. «При адаптации инфраструктуры не хватает проработки сценариев передвижения людей с инвалидностью в городе. Например, если я хочу добраться из точки А в точку Б, я оцениваю маршрут и возможные препятствия в комплексе: мне нужно выйти из дома, добраться до общественного транспорта, проехать с пересадками, зайти в нужное здание. Если 80% маршрута доступно, а 20% нет, то я уже не смогу добраться до места назначения. Даже если проблемы с доступностью были бы всего на 3% пути, они сделали бы поездку невозможной», — добавил Ковалев, который сам передвигается на инвалидной коляске.
Специалисты также провели опрос экспертов. Эксперты считают, что люди с инвалидностью передвигаются по Москве с трудом из-за неприспособленности общественного транспорта и недостаточно развитой системы социального сопровождения. Кроме того, они считают необходимым создавать специальные пространства для знакомства людей с инвалидностью (72% опрошенных).
42% экспертов также отметили незначительные улучшения в обеспечении прав инвалидов в столице за последние три года. 47,4% специалистов считают, что никаких изменений не произошло. 8,8% уверены, что ситуация существенно улучшилась, а 1,8% опрошенных наблюдают незначительные ухудшения.
В экспертном опросе также оценивалась эффективность работы некоммерческих организаций, созданных для поддержки людей с инвалидностью в Москве. Большая часть респондентов (36,9%) считает отдачу от этой работы низкой и скорее низкой, 36,8% экспертов затруднились ответить, 17,5% назвали результат работы средним. Высоко оценили отдачу от деятельности НКО 8,8% опрошенных.
«Большинство опрошенных не сталкивались с инвалидностью, не знают об этой деятельности, потому что не имеют к ней никакого отношения. Соответственно их оценка не может быть объективна. Более того, оценивать эффективность НКО трудно в целом, поскольку зачастую эта работа не видна невооруженным взглядом», — подытожил руководитель портала DISLIFE.