Школа равноправия
Школа самоопределения №734 на Сиреневом бульваре в Москве носит имя талантливого педагога Александра Тубельского. Он руководил школой 22 года и построил новую модель общеобразовательного учреждения – с демократичным укладом и равноправием всех участников образовательного процесса.
Основные принципы школы – самоопределение и равноправие. Здесь искренне считают, что учитель и ребенок равны. В школе существовал Управляющий совет, он состоял из учителей, учеников и родителей. Детей учили рассуждать, принимать важные решения и брать на себя ответственность. Педагоги и родители хотели, чтобы школьники осознавали: от них многое зависит. Здесь была своя внутренняя Конституция и Суд Чести, который учил детей находить общий язык и мириться.
А вот оценок не было. Здесь всегда считали, что каждый ребенок – личность, и его нельзя сравнивать с другими. По методике Тубельского, педагог должен так общаться с учеником, чтобы у того возникло желание работать самостоятельно. Детям предлагали выбирать предметы, которые они хотят изучать, оставляя несколько обязательных: русский язык, математику, литературу.
Конфликт с директором
Раньше директоров здесь выбирали свободным голосованием всего школьного коллектива, но весной 2017 года школе назначили нового – Сергея Москаленкова, преподавателя из Кемеровской области. Все лето родители школьников встречались с новым директором и рассказывали, как построен процесс преподавания и к чему они привыкли.
В начале учебного года между родителями учеников и директором возникли первые трения, и в сентябре 2017 года для решения спорных вопросов был создан Совет родительских комитетов. Кульминацией конфликта стал демонтаж спорткомплекса, который провели во время новогодних праздников. Администрация школы обещала установить новый, более современный и безопасный.
11 января 2018 года, в первый учебный день, родители обвинили директора в разрушении традиций школы и неправильном распоряжении бюджетом, не отпустили своих детей на уроки, сами устроили митинг и потребовали отставки Москаленкова. А через несколько дней создали петицию с требованием «сохранить школу им. Тубельского». За одну неделю петицию подписали 63 000 человек.
22 января в школе должно было пройти собрание Совета родительских комитетов, но директор запретил его, мотивировав тем, что «деятельность Совета родительских комитетов не предусмотрена уставом школы». Чтобы принимать участие в управлении школой, необходимо войти в состав Управляющего совета, говорилось в официальном документе. Однако родители все равно пришли в школу, и им позволили собраться в одной из аудиторий.
На следующий день, 23 января, Сергей Москаленков разместил на своей странице в Facebook сообщение: «Сегодня я попросил руководителя департамента освободить меня от должности директора школы 734 по семейным обстоятельствам. Решение далось мне нелегко, я не привык отступать от правого дела. Но еще тяжелее от мысли, сколько трудностей еще предстоит пережить моим родным, моим детям. Семья не выдержит эту травлю, а я не вправе лишать их нормальной жизни, как бы мне ни хотелось продолжать работу в этой конкретной школе и восстановить согласие в коллективе».
Родители учеников в комментариях под записью возразили, что никакой травли не было. Многие оценили поступок директора: «Спасибо, Сергей Александрович. Вы нас услышали, наконец. Лучше поздно, чем никогда».
Но говорить об отставке Москаленкова преждевременно: в школе №734 сообщили, что «на данный момент директор находится в отпуске».
Что дальше
25 января должен состояться открытый Управляющий совет с онлайн-трансляцией, на котором родители и учителя обсудят ситуацию. Как сообщила представитель Совета родительских комитетов Мария Сербинова, «пока нет механизмов, которые позволяют школе оказывать влияние на выбор директора, все зависит от департамента образования. Но мы вынесли предложение, чтобы школьный педагогический коллектив имел такое право. Мы хотим, чтобы новый директор был нашим единомышленником и грамотно управлял нашей школой, учитывая ее особенности и наработки».
Почему родители школьников и новый директор, у которого есть опыт руководства образовательными учреждениями, не нашли общий язык? Очевидно, основной причиной стало несовпадение их взглядов на учебный процесс. Как написала мама одного из учеников в социальных сетях, «в школу с такими особенностями должен приходить человек, хорошо понимающий, на что он идет».
Что делать директору, который с одной стороны должен прислушиваться к мнениям учителей и родителей и стараться сохранять традиции, а с другой – подчиняться требованиям десятков вышестоящих инстанций? Видимо, прислушиваться к Тубельскому, говорившему:«Диалог всегда предполагает партнерство, то есть равное отношение сторон. Умение вести диалог – признак профессионализма».