«Комиссия по урегулированию споров и школьные службы примирения в системе образования» продолжает систематическую информационную работу для специалистов и гражданских активистов. На ней обсуждаются новые практики обеспечения прав детей.
19 марта на площадке, организованной Ижевской городской общественной организацией «Центр социальных и образовательных инициатив», собрались те, кто заинтересован в развитии школьных служб примирения. А в более широком смысле разговор идет о формировании норм культурного разрешения конфликтных ситуаций в учреждениях и службах, работающих с семьей и детьми.
Антон Коновалов, возглавляющий направление «Школьные службы примирения» в Межрегиональном общественном центре «Судебно-правовая реформа» (Москва) выступил экспертом. Его основная тема — практика школьной восстановительной медиации.
«Сегодня во многих регионах страны развивают школьную восстановительную медиацию, актуальность которой не вызывает сомнения, в том числе, в связи с ростом агрессии и насилия в школах. Именно такими методами разрешают часто конфликты наши дети и подростки, перенимая порой эти уродливые и недозволенные способы взаимодействия у окружающих их взрослых, — говорит организатор встречи, детский правозащитник Ольга Пишкова. — Мы рассчитываем, что результатом такого профессионального общения станет развитие восстановительных практик в образовательных организациях Удмуртии, будет развиваться профессиональное сообщество школьных медиаторов, ростки которого уже есть сегодня».
Школьная восстановительная медиация — одна из тех современных практик, которая опирается, в первую очередь, на человеческое достоинство, обучает не разговору на повышенных тонах, не унижению и наказанию, а диалогу. Благодаря этому постепенно устанавливается иной — бережный и уважающий ребенка и взрослого уклад школьной жизни.
«Очень важно то, что условием создания школьной службы примирения является участие в ней детей, что вполне согласуется с Конвенцией о правах ребенка и со смыслами гражданского образования. Отстаивая свое мнение в переговорах, обучаясь слушать и слышать другого в диалоге, беря на себя ответственность, растущий человек учится гражданственности. Это очень важно сегодня», — отметила Ольга Пишкова.
Во время встречи были рассмотрены организационные и правовые условия реализации восстановительного подхода, а также конфликтные проблемные ситуации с точки зрения этого похода. На примерах из практики были показаны преимущества восстановительных программ для решения многих проблемных ситуаций, возникающих во время учебно-воспитательного процесса.
«Мое выступление тематически называлось «Вернуть в школы уважение». Я считаю, что эта тема отражает переживания и родителей, и педагогов. Нельзя заставить себя уважать. Если школа и родители тянут воспитание ребенка в разные стороны, то ничего хорошего не получится. Потому важно запустить процесс согласования ценностей между школой и родителями. Не только активистами, а всеми родителями, чтобы никто из них не остался «на периферии». Это один из первых шагов, и восстановительные практики могут его обеспечить. Я не уверен, что есть простые ответы на очень сложные вопросы. Поэтому, когда возникает конфликтная ситуация, важно собираться и понимать, с каких позиций мы смотрим на нее (правовых, юридических, административных, психологических, педагогических). Каждая точка зрения имеет право быть, и для нас важно, чтобы сами участники ситуации собрались вместе и нашли те ответы, которые их устроят. И дальше сами же, о чем они договорятся воплотили в жизнь. Это шанс! Но для поиска и принятия решения необходимо всех участников соорганизовать. Это и есть восстановительный подход или процесс медиации, в поиске которого находится решение», — отметил эксперт встречи Антон Коновалов.
Цикл правозащитных встреч — важная просветительская составляющая проекта «От правового просвещения в области прав ребенка к обеспечению прав детей», который реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.