За прошлый год количество потребителей услуг НКО в Югре выросло на 2,2%. В 1,5 раза выросло количество негосударственных поставщиков услуг. 47 услуг социальной сферы уже переданы на исполнение негосударственному сектору. С прошлого года количество потребителей услуг увеличилось в 1,5 раза. Сегодня более 10% средств окружного бюджета по социальному направлению передается негосударственным организациям. В основном — НКО, работающим в сфере здравоохранения, ухода за пожилыми и больными людьми, дополнительного образования.
По мнению индивидуального предпринимателя Олеси Вахидовой, руководителя агентства по оказанию услуг «Доброе дело», в поселке Высоком привлечь все больше клиентов удается благодаря поддержке региональных властей. За оказанные услуги агентство получает выплату в виде компенсации затрат от управления соцзащиты населения.
«Если организация включена в реестр поставщиков социальных услуг Югры, значит она прошла проверку органов власти. Это вызывает доверие у жителей нашего поселка, — рассказала Олеся Вахидова Агентству социальной информации. — В основном мы оказываем бытовые услуги. Доставка продуктов, лекарств, уборка квартиры, вызов врача, помощь в приеме ванны, в переодевании. Перечень достаточно большой, а у каждого клиента (пожилого человека, инвалида) он свой и утвержден социальным управлением».
Сотрудники агентства поздравляют своих подопечных с праздниками и дарят им подарки. Зачастую идут на уступки клиентам. Например, пожилой человек собрался в больницу, но добираться на автобусе ему тяжело. Сотрудник агентства «Доброе дело» везет его на своей машине. Если клиенту надо в соседний город – Мегион, социальный работник также идет навстречу и везет его туда. Предпринимательница называет такое волонтерство соцработников «выйти чуть-чуть за рамки стандартов».
«С одной стороны, мы вынуждены так делать, чтобы не потерять клиентов, а с другой – как откажешь пожилому человеку?» – рассуждает Олеся Вахидова.
В агентстве поселка Высокого – 16 клиентов на двух сотрудников. Зарплата сотрудников зависит от объема работы, выполненной агентством. По мнению индивидуального предпринимателя, негосударственный сектор предлагает более гибкий график оказания услуг. Именно это и дает преимущество перед госучреждениями. К примеру, пожилому человеку удобно, чтобы в квартире убрали вечером, а не утром. Или в выходной день, а не в будни. Сотрудники госучреждений пойти навстречу уже не могут, а «частники» и НКО на это готовы.
В Нижневартовске негосударственные поставщики услуг тоже работают в субботу и воскресенье.
«Мы проводим различные психологические тренинги с детьми, подростками, взрослыми, семейными парами. В основном работаем в выходные дни, это очень удобно для людей. Благодаря гибкому графику за год мы получили 25 постоянных клиентов», — рассказала руководитель АНО «Консультативный центр «Кардея» из Нижневартовска Татьяна Ильина.
В АНО «Центр социальных услуг и социальной адаптации инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья «Свободное движение» города Ханты-Мансийска работают с 7.30. «При нашем центре есть социальное такси. В раннее время его вызывают родители, чтобы отвезти ребенка в школу. Это очень удобно», — рассказала АСИ руководитель центра Галия Сумановская.
«Также мы привлекаем клиентов разнообразным спектром услуг. У нас есть свой театр, где ребята-инвалиды занимаются, для них же мы проводим концерты, водим детей на экскурсии. Все это удается реализовывать благодаря субсидии окружного правительства», — добавила Галия Сумановская.
По мнению члена общественной палаты Югры Сергея Дмитриева, сейчас российское общество активизировалось как никогда, появились СО НКО, которые хотят и могут предоставлять услуги, равные государственным и муниципальным.
«Это автоматически решает вопросы занятости и качества. Кроме того, количество СО НКО к сегодняшнему дню выросло в регионе до 503 с 210 в 2016 году. В Югре работа социальных НКО востребована, для них есть ниша», — уверен общественник.