28 июня в мире отмечают День социального бизнеса. Это профессиональный праздник тех, кто не просто стремится заработать деньги, но и решить важные социальные проблемы: дать работу людям с инвалидностью или улучшить условия их жизни. Часто к социальному предпринимательству людей приводят личные истории.
«Наша цель — трудоустройство как можно большего количества людей с аутизмом»: Георгий Гунтер о том, почему люди с РАС нужны IT-сфере
Компания DistingTec базируется в Москве и занимается трудоустройством людей с аутизмом в сфере IT. По мнению основателей проекта, особенности таких людей можно использовать как рыночное преимущество. Например, люди с аутизмом отличаются высокой способностью к концентрации и вниманием к деталям. Это качество пригодится при выполнении заказов по тестированию программного обеспечения, контролю качества, сверке данных и других IT-задач. Сооснователь проекта и IT-эксперт Георгий Гунтер рассказал, с чего начался их социальный бизнес.
DistingTec возник как частный волонтерский проект. Идея возникла, когда мы искали методы реабилитации сводной сестры моей дочери – у нее признаки расстройства аутистического спектра (РАС). Мы искали всевозможную информацию, знакомились с международным опытом и узнали, что некоторые люди с аутизмом, так называемые высокофункциональные, могут успешно работать в IT-отрасли. Это решило бы проблему их трудоустройства и социализации. Важно, что для выполнения некоторых IT-задач не требуется специального образования.
DistingTec стал связующим звеном между высокотехнологичными компаниями, которые ищут сотрудников, и кандидатами с аутизмом. Мы проводим отбор, обучаем и постоянно сопровождаем наших подопечных. Сейчас в нашей команде 10 человек, и у каждого есть личная мотивация.
Есть стереотип, что если люди с особенностями развития и работают, то только из дома. Это не так, мы видели европейский опыт. В Бельгии, например, 95% работников ходят в офис и только 5% работают из дома. При выполнении сложных задач заказчик в целях безопасности не дает сотруднику удаленного доступа — ему проще, чтобы человек приходил туда, где находится сервер. Но в России другие расстояния, удобство логистики и простота ориентирования в общественном транспорте.
Я планирую адаптировать разные схемы: трудоустройство к нам или к заказчику, работа из дома в паре с опекуном, из нашего офиса или из клиентского. Но в любом случае понадобится наше сопровождение: мы знаем особенности наших ребят, можем распознать аутистический кризиc и другие факторы, которые влияют на подбор задач. Мы знаем особенности каждого нашего сотрудника и подбираем задачи в соответствии с ними.
Сначала мы позиционировали себя как некоммерческая организация. Но государство создает такие условия для социальных проектов, что обслуживание НКО получается минимум в пять раз более дорогим, чем ООО. Поэтому первые годы мы работали как волонтеры, разрабатывая и апробируя первые версии методик. Сейчас создали общественную организацию, для выполнения задач которой регистрируем ООО. У нас два пути — выйти на самоокупаемость или найти инвестора.
Главный успех DistingTec в том, что за полгода без привлечения внешних финансов мы создали рабочий прототип HR-методики трудоустройства людей с аутизмом в России. Чем больше мы работаем, тем больше понимаем: любой бизнес, даже без приставки «социальный», должен четко видеть связь между целями бизнеса и социальными.
Наша цель — трудоустройство как можно большего количества людей с РАС, а, возможно, и людей с другими особенными потребностями. Для многих видов работ нет географических ограничений, мы можем сотрудничать с людьми из Москвы, Краснодара, Сибири.
Поскольку высокофункциональных людей с аутизмом не так много, все они могут быть трудоустроены — достаточно, чтобы в России было несколько организаций, подобных нашей.
«Нам не нужна жалость, нам просто надо немного помочь»: Наталья Каптелинина создает доступную фитнес-среду в Красноярске
Наталья Каптелинина из Красноярска не мыслила своей жизни без спорта: была фитнес-тренером, гастролировала с балетом «Тодес». Десять лет назад по пути на выступления она попала в ДТП. Перелом трех позвонков привел к инвалидному креслу. Наталье было 22 года. Сейчас она развивает проект «Шаг за шагом к мечте» и создает доступную фитнес-среду для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Я оказалась обездвиженной. Первые четыре года ушли на восстановление: ежедневные тренировки по 10-12 часов закончились тем, что я смогла «посадить» себя в коляску и решила жить дальше. Вернулась к управлению семейным фитнес-центром, пусть и удаленно. Занимаясь восстановлением, я постоянно думала о том, что многие инвалиды-колясочники не могут себе этого позволить.
Трагедия происходит неожиданно, человек оказывается в сложной финансовой ситуации, замкнутый в четырех стенах, наедине с собственными мыслями, сходя с ума от бессилия. Но это неправильно!
Мы можем зарабатывать и содержать семью. И мы хотим вести активный образ жизни. Я создала группу «ВКонтакте» и стала делиться своим опытом, сейчас в ней более 4 тыс. человек. Мы поддерживаем друг друга, делимся возможностями, о которых узнали, и сами создаем условия для нормальной жизни.
Там и родилась идея создания в Красноярске доступной фитнес-среды для инвалидов-колясочников. Я обратилась в городскую администрацию с просьбой обратить внимание на эту проблему и привлекать самих инвалидов к ее решению. Не с первой попытки, но мы получили поддержку.
Проект «Шаг за шагом к мечте» начался с закупки необходимого оборудования для инвалидов-колясочников и патронажа с нашей стороны. Вместе с администрацией и подрядчиками в трех из семи районов города мы открыли доступные для инвалидов фитнес-площадки.
Сегодня инвалиды могут заниматься там с профессиональными тренерами бесплатно. Подготовка тренеров стала вторым шагом проекта. Третьим шагом стала организация работы социального такси, благодаря чему инвалиды могут бесплатно добраться до спортзалов. Люди не сразу поверили, что могут всем этим пользоваться. Мы рассказывали, привлекали СМИ, участвовали в мероприятиях и через некоторое время поняли: нельзя ограничиваться только спортом.
Мы создали городскую карту доступности и договорились, чтобы инвалиды могли бесплатно или по льготным билетам посещать культурные места. В ближайшее время хотим организовать обучение востребованным интернет-профессиям и создать единую базу вакансий и резюме, чтобы помочь инвалидам с трудоустройством.
Хотелось бы, чтобы подобная инфраструктура была в каждом малом городе России. Я верю: адаптивный фитнес будет развиваться. Власти обращают все больше внимания на проблемы инвалидов, а на фоне всеобщего интереса к спорту растет интерес и к инклюзивному спорту.
Проект «Шаг за шагом к мечте» сейчас зарегистрирован как НКО, его успех зависит от финансовых вливаний доноров и государственной поддержки. Чтобы сделать проект финансово устойчивым, мы планируем участвовать в программах-акселераторах, перенимаем международный опыт, учимся у опытных коллег. В этом году будем подавать заявку на специализированную всероссийскую программу для социальных предпринимателей «Начни иначе».
Общественное мнение в отношении инвалидов постепенно меняется. Мы сами стали более сильными и уверенными в себе, заряжаемся идеями и поддерживаем друг друга. Нам не нужна жалость, мы вполне можем себя обеспечивать, вести бизнес, содержать семьи. Нам только надо немного помочь, а остальное мы сделаем сами.
«Совместная работа «обычного» и «особого» специалиста делает команду уникальной»: Анна Желанникова о телесной практике реабилитации
Кинестетикс — телесно-ориентированная практика развития подвижности и контакта со своим телом для людей с двигательными нарушениями, довольно новое направление для России. Тренеры Кинестетикс-центра в Новокузнецке проводят занятия для людей с ограниченными возможностями здоровья, детей с ДЦП и их родителей. Тренеры обучают их упражнениям, которые те смогут делать дома самостоятельно. У тренера и соосновательницы проекта Натальи Вахитовой — тяжелая форма ДЦП. Вторая соосновательница Кинестетикс-центра Анна Желанникова — клинический психолог. Она рассказала, что такое кинестетикс и как он расширяет возможности людей с инвалидностью тренироваться.
Я некоторое время была волонтером, работала с родительскими организациями. Очень хотелось помочь людям с инвалидностью почувствовать себя самостоятельнее. Восемь лет назад узнала о концепции кинестетикс, распространенной в Европе, и создала добровольческое движение «ДОБРОплюс», чтобы развивать концепцию в России. Летом 2016 года я организовала тренировочный лагерь с участием тренеров из Германии, а через год вместе с Натальей Вахитовой мы решили открыть первый в России Кинестетикс-центр.
Совместная работа «обычного» и «особого» специалиста делает команду уникальной.
Наталья передвигается на коляске, и у наших учеников происходит разрыв шаблона, когда они видят, что она не подопечная центра, а специалист. Она обучает, используя свое тело как инструмент работы.
Она первый наставник по кинестетикс со сложной формой ДЦП в России и, наверное, в мире.
Кинестетикс — это наука восприятия движения. Она исследует движения, которые подходят конкретному человеку, помогает обеспечивать развивающий уход за новорожденными, за детьми и взрослыми с инвалидностью, восстанавливать и реабилитировать больных после инсульта, сохранять подвижность и самостоятельность в пожилом возрасте. Это важно не только человеку, нуждающемуся в поддержке, но и тем, кто его окружает: родственникам, специалистам.
Я мечтаю, что кинестетикс станет основой методик реабилитации.
Никаких особенных инвестиций нам не понадобилось: для занятий кинестетикс не требуется дополнительное оборудование. Мы вложили средства в собственное образование: учились и продолжаем учиться у европейских тренеров. Из постоянных расходов — аренда зала, зарплата, некоторые операционные затраты, проезд. Мы их окупаем, но для масштабирования проекта и подготовки тренеров нам нужно расширять штат сотрудников.
Проект получил премию Social Impact Award, ее организаторы Impact Hub помогли нам поверить в важность идеи, проработать бизнес-составляющую.
Я считаю себя именно социальным предпринимателем. Впрочем, для этого не пришлось особенно меняться: просто занимаюсь тем, что люблю.
Мы показываем, что реабилитация и вообще любое развитие человека с инвалидностью может происходить везде, а не только в спортивном зале, кабинете врача или педагога. Нам важно дать почувствовать человеку, что он может многое сам, что он способен к развитию, несмотря на тяжесть его заболевания. Для меня успех измеряется именно в таких достижениях.
Мы только в начале пути. Сейчас услуги центра платные, но мы хотим работать как поставщик социальных услуг, чтобы семьям с особенными детьми услуги обходились дешевле или вообще предоставлялись бесплатно.
До 16 июля продолжается прием заявок на участие во всероссийской конкурсной программе «Начни иначе». Цель проекта — помочь организациям, улучшающим жизнь людей с инвалидностью, создать финансово устойчивые бизнес-модели и сформировать сообщество людей, объединенных мотивацией менять общество к лучшему.
Проект предназначен тем, кто трудоустраивает людей с инвалидностью или создает для них товары и услуги. Осенью для авторов 12 лучших проектов начнется ключевой этап — интенсивная двухмесячная программа развития с очными встречами с экспертами в Москве и дистанционными индивидуальными консультациями. Победителей проекта ждет интенсив по обмену опытом во Франции.
Два победителя получат гранты на развитие устойчивых моделей своих организаций. Инициатор программы — Росбанк, соорганизатор — центр поддержки социальных инициатив Impact Hub Moscow.