«Когда люди слышат программу о том, что где-то, например, помогают людям с психическими нарушениями, и какая-то организация для них что-то устраивает, и при этом звучит обращение к слушателям, что этой организации нужна помощь, люди не слышат этого. Они слышат то, что им хочется. А именно: есть организация, которая решает их проблемы. И на деле оказывается, что не организации люди начинают помогать, а, наоборот, идет запрос на помощь от этой организации: звонящие после эфира родственники пациентов с психическими расстройствами говорят о своих личных проблемах», — рассказала директор АНО «Студио-Диалог», руководитель радиопроекта «Адреса милосердия» («Радио России», «Маяк»), автор и ведущая радиопрограмм «Адреса милосердия» Анна Белокрыльцева.
По ее словам, социальные журналисты должны показать всю многогранность деятельности каждой НКО и пользу, которая она приносит людям. Но в этом им должны помогать и сами представители третьего сектора.
Подготовка к интервью
В настоящее время программ, которые идут в прямом эфире, практически нет. Все выдается в записи. Это возможность для сотрудников НКО показать себя и свою организацию в лучшем свете. Прежде всего нужно помнить, что эфир всегда ограничен, и в пятиминутный разговор нужно вместить лишь самое главное. Но это отнюдь не означает, что хронометраж записи интервью должен соответствовать длительности его в эфире. Лучше всего сказать больше, чем требуется для программы. Потому как журналист после записи отбирает наиболее интересные для аудитории моменты и делает некую «выжимку» из беседы.
«Многие люди боятся публичных выступлений. Когда видишь, какой общительный человек «за кадром», думаешь: «Ну, вот сейчас запишем с ним отличное интервью». Но вместе с микрофоном у выступающего включается паника, он старается отвечать односложными фразами и вообще не идет на контакт, — рассказала ведущая. — Есть и «обратная сторона медали» — когда невозможно остановить поток слов, при этом информативности в речи практически нет».
Также часто интервью воспринимают как некую публичную исповедь. Встал и перед всем народом рассказываешь, что ты не ерундой всякой занимаешься.
Чтобы такого не происходило, лучше всего заранее обговорить с журналистом основные вопросы. Прописать тезисы ответов. Можно даже записать себя на диктофон, по необходимости отредактировать.
Что сказать
Одна из основных задач интервью — привлечь средства, помощь и волонтеров.
«Рассказывать о том, как вообще люди помогают друг другу, бессмысленно. Нужно рассказывать о конкретных вещах, чтобы человек, послушав эту программу, смог бы вынести для себя что-то практически полезное», — говорит Анна Белокрыльцева.
Представляя организацию, важно, чтобы ее название звучало лаконично, не нужно полностью произносить вместе с правовой формой, будто для ФНС. На радио лучше всего говорить короткий номер, на который можно отправить сумму пожертвования. По словам экспертов, это самая действенная схема.
«Забудьте про ваши официальные должности, чем короче она звучит, тем лучше. «Пышные» должности — «заместитель генерального директора по планированию и помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации» — не важны. Главное — название и регион, — подчеркнула эксперт. — Но все равно я люблю, когда не «менеджер» фонда говорит, который, возможно, еще вчера обувь продавал, а завтра еще куда-нибудь пойдет… Лучше, когда человек говорит личное, от себя. Как он начал помогать людям, и кому удалось помочь. Это сразу привлекает внимание».
Важно рассказать, какую социальную проблему решает СО НКО, что конкретно делает, чтобы решить эту проблему, кто может обратиться за помощью. С аудиторией нужно поделиться результатами, историями успеха, рассказать о героях и о том, кому и как удалось помочь. Кроме того, нужно перечислить, как вам могут помочь люди.
«Если у НКО много разных проектов и она помогает разным категориям граждан или животным, все равно не нужно перегружать слушателей: не более трех значимых сообщений и не более одной социальной темы, которая касается каждого», — считает Анна Белокрыльцева.
Принципы хорошего интервью
По словам ведущего программы «Адреса милосердия» в прямом эфире «Маяка», преподавателя Московской школы радио Александра Ветрова, люди привыкли уже к «клиповости» мышления, но в дополнение к этому сейчас журналисты стараются «вывести» аудиторию на эмоции, заставить переживать или злиться.
«Раньше мы знали, кто из фондов занимается с детьми с ДЦП. Нам надо было, чтобы представители НКО хорошо и качественно об этом рассказали. Сейчас этого недостаточно. Прежде чем вы идете на интервью, задайте себе вопрос: «Для чего? Что я хочу этим сказать/сделать?» — поясняет Ветров. — Как только у вас будет сверхзадача, например, изменить ситуацию, то все получится».
Далее, по мнению радиоведущего, необходимо представить, кому именно вы рассказываете. Федеральные СМИ вещают на всю страну, поэтому каждому человеку должно быть интересно. Для примера Александр Ветров назвал вымышленный персонаж — тамбовского тракториста, которому представитель НКО должен рассказать об организации и ее деятельности.
«Умейте видеть большое, глобальное, даже в своем маленьком деле», — говорит Ветров. Он привел в пример показательную историю.
Одного мужчину на стройке спросили: «Что вы делаете?» Он ответил: «Выкладываю кирпичную стену». Второго спросили, он ответил: «Забиваю гвозди». И только третий ответил: «Я строю храм».
Обязательно нужно рассказывать: как было раньше, а как сейчас стало. При этом нужно использовать литературный язык и исключать профессиональные термины и аббревиатуры. Сторителлинг — популярная ныне технология. Без личных историй любой рассказ о работе организации не привлечет слушателей, так же как монотонный голос оратора.
«Юмор всегда спасает, все устали от темы милосердия со слезами. Не надо плакать, придумайте, что рядом с трагедией есть что-то смешное и позитивное. На жалость не давите», — подытожил радиожурналист.
День СМИ впервые прошел в медиацентре «АСИ-Благосфера» в 2017 году. Представители редакций рассказывают НКО, как они могут сотрудничать, какие пресс-релизы они ждут, как подготовиться к совместной работе с журналистами. На площадке медиацентра по этим темам уже выступили представители Первого канала, радио «Маяк», ОТР.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.