Исследование показало, что главные мотивы социальных предпринимателей — это желание «реализовать определенную идею» и «стремление к самостоятельности и независимости» (так ответили 70% опрошенных), говорится в аналитическом отчете, подготовленном группой «Циркон» в сотрудничестве с компанией Social Business Group, студентами факультета социальных наук Высшей школы экономики (ВШЭ) и Центра социального предпринимательства и социальных инноваций ВШЭ. Финансовую поддержку исследованию оказали фонд «Наше будущее» и Рыбаков Фонд.
В исследовании приняли участие 155 респондентов. Более половины (54%) заявили, что одним из их мотивов создания социального бизнеса было стремление решить ту или иную проблему, важную для их семей или лично для них. Улучшение материального благосостояния стало мотивом для 52% опрошенных, а стремление удовлетворить потребности общества через максимизацию своей прибыли — для 47% участников опроса.
Данные опроса показывают, что в сравнении с аналогичными предыдущими исследованиями безусловными лидерами остаются мотивы личного роста и самореализации, говорится в отчете. Социологи также отмечают, что стремление предпринимателей решить собственные проблемы, создав социальный бизнес, может указывать на важность фактора семьи в процессе организации своего дела. Почти половина опрошенных заявили, что кто-либо из членов их семей также занят в их бизнесе. По мнению социологов, это означает, что социальное предпринимательство в России в значительной мере обладает признаками семейного бизнеса.
Исследование также показало, что у социальных предпринимателей особое понимание предназначения бизнеса: они не считают его только источником получения прибыли. Большинство респондентов считают, что бизнес должен нести ответственность за решение острых социальных проблем вместе с властью. Кроме того, по мнению многих опрошенных, предприниматели должны играть важную роль в развитии регионов, и они согласились с необходимостью передавать часть прибыли на решение социальных проблем. Социологи отмечают, что социальным предпринимателям приходится одновременно реализовывать свои представления об ответственном поведении, добиваться устойчивости бизнеса и решать задачи своих семей.
«Полученные в ходе исследования данные во многом подтвердили выводы исследования 2013 года о том, что социальные предприниматели – это особая группа предпринимателей, которая имеет выраженные специфические особенности и отличия как от «традиционных» бизнесменов, так и от населения РФ в целом. Эти различия проявляются и на мотивационном, и на ценностном, и на поведенческом уровнях», — резюмируют исследователи. Полный отчет опубликован на сайте исследовательской группы «Циркон».
В августе 2018 года российское представительство eBay вместе с благотворительной компанией BuySocial впервые запустило витрину социальных товаров. Теперь продукцию социальных производителей можно заказать из любой точки мира. В список организаций уже вошли предприятия из Москвы, Санкт-Петербурга, Чувашии, Екатеринбурга и Свердловской области.
Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен».