ЮНЕСКО выпустила новый доклад, который показал: насилие и запугивание в школе — серьезные мировые проблемы. Доклад демонстрирует, что некоторые страны все же достигли значительного прогресса в снижении уровня или сдерживании насилия в школе. Публикацию ЮНЕСКО «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе» представят на крупнейшем в мире совещании министров образования и профессиональной подготовки — Всемирном образовательном форуме 2019 года, который проходит в Лондоне.
Что исследовали
В докладе представлены самые свежие и всеобъемлющие данные по проблеме насилия и запугивания в школе, приводится анализ глобальной и региональной распространенности и тенденций, природы и последствий этой проблемы, а также успешных национальных мер реагирования. В публикации собраны количественные и качественные данные, полученные на базе глобальных и региональных опросов, охватывающих 144 страны и территории во всех регионах.
По словам координатора программы «Травли.Net» фонда «Журавлик» Марии Свир, собрать статистику насилия и травли по российским школам довольно сложно: чтобы провести любой, даже анонимный опрос детей, нужно получить согласие родителей.
«Мы разработали опросники и работаем с дружественными школами, которые сами нас приглашают. Таких школ довольно много: некоторые хотят провести профилактику травли, другие уже столкнулись с проблемой и не знают, что делать. Надеемся, в течение пары лет мы соберем статистику по насилию в школах, для начала московских», — рассказывает Мария Свир Агентству социальной информации.
Еще одна сложность сбора данных заключается в том, что школы неохотно соглашаются на анкетирование и опросы.
«Многие школы не признают существования проблемы, потому что признать ее — означает получить меньшее количество баллов и понизить свой рейтинг. Даже если факт травли в школе замечают, часто его все равно стараются не афишировать», — делится Свир.
Цифры
Согласно данной публикации, почти каждый третий из учащихся (32%) по меньшей мере один раз в прошлом месяце подвергся запугиванию в школе со стороны сверстников. Примерно такая же доля учащихся подверглась физическим издевательствам. Физические издевательства представляют наиболее распространенный вид запугивания во многих регионах, за исключением Северной Америки и Европы – там больше распространено психологическое давление.
В России примерно аналогичные показатели: в исследовании Александры Бочавер и Кирилла Хломова о буллинге говорится, что каждый третий ребенок так или иначе участвовал в травле, причем участником считается и тот ребенок, который просто наблюдает. Около 10% детей выступали в роли агрессоров, около 15% — в роли жертв.
Сексуальное насилие
Сексуальные издевательства (одна из форм сексуального насилия, которая подразумевает жестокие шутки, комментарии или жесты сексуального характера, считающиеся в некоторых странах сексуальным домогательством с правовой точки зрения. – Прим. ред.) во многих регионах — второй из наиболее распространенных видов издевательств, сообщает доклад ЮНЕСКО. Проблема насилия и запугивания в школе затрагивает учеников как женского, так и мужского пола. Физические издевательства больше распространены среди мальчиков, психологические — среди девочек.
Не такие, как все
Дети, которые так или иначе отличаются от остальных, наиболее часто подвергаются запугиваниям. При этом внешность — наиболее распространенный повод для запугиваний и издевательств. По сообщениям учеников, второй повод по распространенности — расовые различия, национальность или цвет кожи.
По словам Марии Свир, наиболее опасный с точки зрения распространения травли возраст — с пятого по восьмой классы. Это связано с возрастными особенностями, переходом в среднюю школу и возможной сменой коллектива.
«В этом возрасте детям очень важно чувствовать принадлежность к какой-либо группе, и у всех разные способы ее создать: у кого-то – общий интерес к математике, у других – в виде травли конкретного ребенка», — говорит Свир.
Последствия
Запугивания и издевательства оказывают серьезное негативное влияние на психическое здоровье, качество жизни и успеваемость детей. Дети, которые часто подвергаются издевательствам, почти в три раза более склонны чувствовать себя аутсайдерами в школе, следует из доклада. Кроме того, они в два раза более склонны пропускать занятия по сравнению с детьми, которые не так часто подвергаются запугиванию. Успеваемость таких детей хуже, чем у их сверстников. Кроме того, они чаще прекращают учебу после окончания средней школы.
Решения
По данным доклада, число издевательств сократилось почти вдвое в 71 опрошенной стране. Эти страны объединяют общие факторы: системы отчетности и мониторинга насилия и запугивания в школе, подготовка и поддержка учителей, помощь пострадавшим ученикам, расширение прав и возможностей учащихся.
«Травля – всегда проблема группы. Ребенок никогда не может справиться с ней самостоятельно, он может лишь немного противодействовать. Чтобы искоренить травлю в школе, нужно работать с детьми, учителями и родителями. Только тогда это приведет к качественным изменениям и травля не повторится», — подчеркивает Свир.
Доклад «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе» — это вклад ЮНЕСКО в кампанию «Учиться в безопасности». Новая инициатива призвана покончить с насилием в школе и создать для детей безопасную и спокойную среду, где они могли бы учиться и развиваться.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.