В киноклубе центра «Благосфера» прошел показ фильма «Айка» и дискуссия «Известная и неизвестная жизнь мигрантов в Москве». Социальная драма, показывающая жизнь мигрантов из Средней Азии в современной Москве, вошла в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Главную героиню, киргизку Айку, сыграла казахстанская актриса Самал Еслямова. Весной прошлого года она получила приз за лучшую женскую роль 71-го Каннского международного кинофестиваля.

В фильме Айка оставляет своего сына в роддоме, сбегая через окно. По словам режиссера Сергея Дворцевого, идея картины возникла у него, когда он прочитал новость, где рассказывалось, что за один год 248 киргизских женщин оставили своих детей в роддомах Москвы.
«Эта картина, прежде всего, о матери, о женщине в трудной ситуации. Она не сугубо социальная», — отметил режиссер.
В эпизодах снимались непрофессиональные актеры из числа мигрантов. Это одна из причин, почему съемки растянулись на шесть лет: мигрантов, задействованных в съемках, могла задержать полиция, им приходилось прятаться, и, по словам Дворцевого, они пропадали — на некоторое время или навсегда.

Защитить права
На протяжении всего фильма Айка ищет работу: она отчаянно нуждается в деньгах. После двух недель работы в подпольном цеху бригадир обманывает ее и оставляет без зарплаты. По словам координатора Комитета «Гражданское содействие» Варвары Третяк, если трудового мигранта обманули и не заплатили деньги за работу, помочь практически невозможно.
«Мигранты абсолютно не защищены: Прокуратура отправляет в Трудовую инспекцию, оттуда отправляют в суд, а судьи чаще хотят узнать, на каком основании мигрант пребывает в Москве, нежели разобраться, почему его обманули», — сказала Третяк.

Нарушить правила миграционного пребывания, по словам координатора, человек может в любой момент. Был случай, когда граждане Киргизии гуляли по Москве, не взяв с собой документы. Их остановила полиция, хотя она не имеет права просто так проверять документы у граждан. Документов при себе не оказалось, полицейские стали угрожать им выдворением, рассказала Третяк.
«Полиция сама не знает своих полномочий: был случай, когда остановили гражданку Киргизии и требовали ее показать трудовой договор, хотя это требование незаконно: человек не обязан носить с собой все документы. У полиции есть определенная власть: она действительно может выдворить мигранта. Поэтому либо мигрант платит взятку (даже если документы на месте), либо его депортируют. Размер взяток бывает разный, иногда она ограничивается размером «сколько есть», — рассказала Третяк.
О Комитете «Гражданское содействие» чаще всего узнают при помощи сарафанного радио либо из интернета.
Заботиться о здоровье
В фильме у главной героини начинаются проблемы со здоровьем, но она до последнего не обращается к врачу. Младший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ, исследователь в области миграции и здравоохранения Даниил Кашницкий проводил исследование, которое показало: часто мигранты просто не знают, куда обратиться за медицинской помощью.
«Обычно они лечатся, только возвращаясь домой. А в Москве самая типичная стратегия — пойти в аптеку и взять самые дешевые обезболивающие. В случае травмы вызывают скорую помощь или обращаются в приемное отделение больницы», — рассказал Кашницкий.
В Москве, по словам Даниила, существуют так называемые «киргизские клиники» — это частные клиники, которые работают с мигрантами. В Москве их около 30 штук, цены ниже московских. О них узнают по сарафанному радио.
Кашницкий также отметил, что мнение, будто мигрантки едут рожать в Россию — это миф. Напротив, женщины предпочитают рожать детей дома, в привычной обстановке и в окружении близких людей.
Влиться в общество
В фильме Айка хорошо говорит по-русски, и потому может рассчитывать на работу официанткой, например. Те же мигранты, которые не знают местного языка, имеют гораздо меньше возможностей. Кроме того, они больше подвержены опасности быть обманутыми.

Создатель образовательного клуба адаптации детей мигрантов «Билим» и выпускник Высшей школы экономики Максатбек Абдуназар переехал в Россию в 2002 году из Киргизии. Тогда Максатбек плохо владел русским языком, и потому в школе сталкивался с насмешками и не справлялся со школьной программой. Спустя несколько лет он открыл клуб «Билим», где детей мигрантов готовят к школе.
«Мы помогают справиться с разными барьерами: языковым, правовым, психологическим культурным и другими. Когда ребенок приходит в школу в новой стране, для него это стресс. Также часто родители не знают, как устроить детей в школу и какие права у них вообще есть», — рассказал Абдуназар.
Со временем взрослые тоже захотели учиться, и в «Билиме» появились курсы русского языка для взрослых людей. Сначала, рассказал Максатбек, в школах были против «Билима», но потом поняли: организация им помогает, и в школу приходят подготовленные дети, которые легко вливаются в учебный процесс.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.