Кузьминов отметил, что в последние годы в России создана система поддержки одаренных детей. Однако в массовом образовании остаются системные проблемы, в частности уровень неуспешности. По словам Ярослава Кузьминова, хотя с 2006 по 2015 год уровень неуспешности в «чтении» (читательская грамотность) снизился с 26 до 20%, в области математики — с 25 до 19%, а в области естественных наук — с 22 до 20%, это все равно высокий уровень. В целом неуспешность российских учеников в два раза выше, чем в Европе, и в три раза выше, чем в Северной Европе, добавил Кузьминов.
Ректор ВШЭ предупреждает, что высокая неуспешность в образовании конвертируется в экономические проблемы людей. Уже сейчас в России 2,5 млн молодых людей в возрасте от 19 до 25 лет не работают. Значительная часть живет в плохих экономических условиях.
Вторая большая проблема, по словам Кузьминова, — это неравенство в образовании. «По мере вложения в систему образования мы видим рост селективности. Усиливают систему поиска талантов, создают лицеи при вузах, но мы не выработали механизмы, которые обеспечивали бы не то чтобы справедливость (я считаю, что олимпиады у нас достаточно справедливы), но стройные механизмы социального перемешивания», — сказал ректор. По его мнению, социальное неравенство проявляется уже при поступлении детей в первый класс — в зависимости от социального статуса родителей.
Третья проблема состоит в том, что массовая российская школа отстает от лучших мировых практик. Это направление, которое нужно усилить, считает Кузьминов.
Петербургский международный экономический форум проходит с 6 по 8 июня.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.